Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 сентября 2005 г. N А05-12741/04-8
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г.,
судей Кустова А.А., Тарасюка И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Северодвинску Архангельской области на решение от 21.03.2005 (судья Кузнецова О.В.) и постановление апелляционной инстанции от 30.05.2005 (судьи Волков Н.А., Шашков А.Х., Бушева Н.М.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-12741/04-8,
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску Архангельской области (далее - ИМНС) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к ликвидационной комиссии муниципального унитарного предприятия "Строительно-монтажное управление N 5" (далее - Предприятие) о признании незаконными действий ликвидационной комиссии Предприятия, выразившихся в отказе включения в ликвидационный баланс ответчика требований Инспекции в сумме 20 858 742 руб. 79 коп.; об обязании ликвидационной комиссии Предприятия включить в ликвидационный баланс задолженность Предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами в сумме 20 858 742 руб. 79 коп.; об обязании ликвидационной комиссии Предприятия обратиться в 10-дневный срок в арбитражный суд с заявлением о признании Предприятия несостоятельным (банкротом) (с учетом уточнения заявленных требований).
Определением от 13.01.2005 произведено процессуальное правопреемство ИМНС на Инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Северодвинску Архангельской области (далее - Инспекция)
Решением от 21.03.2005 в удовлетворении иска полностью отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.05.2005 решение от 21.03.2005 отменено в части отказа в удовлетворении требований Инспекции об обязании ликвидационной комиссии обратиться в 10-дневный срок в арбитражный суд с заявлением о признании Предприятия несостоятельным (банкротом). В указанной части производство по делу прекращено. В остальной части решение от 21.03.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление в части отказа в удовлетворения# требования о признании незаконными действий ликвидационной комиссии Предприятия, выразившихся в отказе включения в ликвидационный баланс ответчика требований Инспекции в сумме 20 858 742 руб. 79 коп., об обязании ликвидационной комиссии включить в ликвидационный баланс задолженность Предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами в сумме 20 858 742 руб. 79 коп., и удовлетворить заявленные Инспекцией требования. По мнению подателя жалобы, обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права. Инспекция считает, что погашение задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами осуществляется ликвидируемым лицом самостоятельно, а не по требованию налогового органа. По мнению истца, решением Арбитражного суда Архангельской области от 24.05.2004 по делу N А05-1905/04-17 установлено, что ликвидационный бухгалтерский баланс Предприятия не соответствует действительному состоянию платежей по погашению кредиторской задолженности по налогам и сборам. Кроме того, податель жалобы считает, что он не мог обратиться с настоящим иском в установленный законом срок вследствие неправомерных действий ответчика.
В отзыве на кассационную жалобу ликвидационная комиссия Предприятия просит оставить решение и постановление без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 26.06.2003 постановлением мэра города Северодвинска принято решение о ликвидации Предприятия.
30.06.2003 ликвидационная комиссия уведомила ИМНС о проведении процедуры ликвидации Предприятия (том 1, лист дела 6).
08.07.2003 в газете "Северный рабочий" были опубликованы сведения о ликвидации Предприятия (том 1, лист дела 8).
17.10.2003 ИМНС направила ликвидационной комиссии Предприятия акт сверки по задолженности Предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами.
27.10 2003 ликвидационная комиссия Предприятия направила в ИМНС уведомление о закрытии 09.09.2003 реестра требований кредиторов и о том, что требование ИМНС включено в реестр требований в размере 803 845 руб. 86 коп. Данное сообщение получено ИМНС 28.10.2003 (том 1, лист дела 11).
10.12.2003 ИМНС направила ликвидационной комиссии Предприятия требование о включении в реестр требований кредиторов задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами в сумме 20 858 742 руб. 79 коп.
30.12.2003 ликвидационной комиссией Предприятия отказано во включении в реестр требования ИМНС в указанном размере.
31.12.2003 ликвидационной комиссией Предприятия составлен ликвидационный баланс, который утвержден 16.01.2004 Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования города Северодвинска.
Отказ во включении требования ИМНС в указанном размере послужило основанием для обращения 16.08.2004 в арбитражный суд с настоящим требованием.
В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно статье 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с пунктами 4, 5, 6 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Судом первой и апелляционной инстанций правомерно указано, что ИМНС, своевременно уведомленная о ликвидации Предприятия, обратилась в ликвидационную комиссию об установлении требования лишь 17.10.2003, то есть по истечении срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, и закрытия реестра кредиторов Предприятия 09.09.2003.
Кассационная инстанция не может не согласиться с выводом суда обеих инстанций, что с момента отказа в установлении требования ИМНС 28.10.2003 до утверждения ликвидационного баланса 16.01.2004 истец был вправе обратиться в арбитражный суд с настоящим иском, однако требование подано Инспекцией в арбитражный суд лишь 16.08.2004.
С учетом изложенного суд обеих инстанций правомерно отказал Инспекции в удовлетворении требования о признании незаконными действий ликвидационной комиссии Предприятия, выразившихся в отказе включения в ликвидационный баланс ответчика требований Инспекции в размере 20 858 742 руб. 79 коп., и об обязании ликвидационной комиссии включить в ликвидационный баланс задолженность Предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами в указанном размере.
Кассационная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемыми судебными актами в указанной части и считает их в этой части полностью соответствующими материалам дела.
Доводы кассационной жалобы направлены по существу на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Постановление апелляционной инстанции в части прекращения производства по делу по требованию Инспекции об обязании ликвидационной комиссии Предприятия обратиться в 10-дневный срок в арбитражный суд с заявлением о признании Предприятия несостоятельным (банкротом) в связи с его неподведомственностью арбитражному суду Инспекцией не обжалуется.
Нарушений или неправильного применения судом апелляционной инстанции норм процессуального либо материального права кассационная инстанция не усматривает.
С учетом изложенного кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены постановления апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 30.05.2005 по делу N А05-12741/04-8 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Северодвинску Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 сентября 2005 г. N А05-12741/04-8
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника