Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 сентября 2005 г. N А56-48024/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Абакумовой И.Д., Шевченко А.В., при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области Тимашиновой Е.Е. (доверенность от 17.05.2005 N 01/5856), от открытого акционерного общества "Любанский лесодеревообрабатывающий комбинат" Мисюра С.П. (доверенность от 15.11.2004 N 1003), рассмотрев 06.09.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2005 по делу N А56-48024/04 (судья Глазков Е.Г.),
установил:
Открытое акционерное общество "Любанский лесодеревообрабатывающий комбинат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по Тосненскому району Ленинградской области, правопреемником которой в настоящее время является инспекция Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области (далее - инспекция), от 17.09.2004 N 12-141/51 в части отказа обществу в возмещении из бюджета 53 680,33 руб. налога на добавленную стоимость, признания неподтвержденным льготируемого оборота в размере 367 307 руб. и предложения включить его в оборот по внутреннему рынку с применением ставки 20%. В качестве способа восстановления нарушенных обжалуемым решением налогового органа прав и законных интересов общество просило суд в соответствии с пунктом 4 статьи 201 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) возложить на инспекцию, обязанность возместить из бюджета 53 680,33 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за май 2004 года.
Уточнив в ходе судебного разбирательства заявленные требования, налогоплательщик просил признать недействительным решение инспекции от 17.09.2004 N 12-141/51 в части отказа в возмещении из бюджета 53 680,33 руб. налога на добавленную стоимость и признания неподтвержденным льготируемого оборота в размере 367 307 руб. Отказ от части ранее заявленных требований принят судом, в этой части производство по делу прекращено.
Решением суда от 11.05.2005 заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить указанный судебный акт и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании контрактов от 24.11.2003 N 05945 и от 09.12.2003 N 1056/74445, заключенных по поручению общества комиссионерами - закрытым акционерным обществом "Маркет-Форест" и закрытым акционерным обществом "Скан-Нева" - с иностранным покупателем товаров - компанией "Bellingham Commerce Limited.", общество реализовало на экспорт лесоматериалы.
Собрав пакет документов, налогоплательщик 21.06.2004 представил в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0% за май 2004 года по экспортным операциям, совершенным в январе - апреле 2004 года, а также документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, подтверждающие его право на возмещение из бюджета 173 306 руб. налога на добавленную стоимость.
Инспекция провела камеральную проверку декларации и приложенных к ней документов, по результатам которой приняла решение от 17.09.2004 N 12-141/51 о возмещении из бюджета 119 625,67 руб. налога на добавленную стоимость. При этом инспекция отказала обществу в возмещении 53 680,33 руб. налога на добавленную стоимость, признав неподтвержденным льготируемый оборот в размере 367 307 руб.
В обоснование принятого решения инспекция сослалась на то, что в результате встречной проверки поставщика ЗАО "Киров-Ойл" не подтвержден факт уплаты им в бюджет 17 996,33 руб. налога на добавленную стоимость. Обществом не представлены документы, подтверждающие поступление выручки в размере 200 000 руб. от комиссионера - ЗАО "Маркет-Форест". Кроме того, общество преждевременно предъявило к вычету налог от реализации товаров на сумму 167 307 руб. по ГТД N 10210030/040604/0003220, выданной таможенным органом 07.06.2004.
Считая указанное решение налоговой инспекции незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), относящихся к экспортным операциям, и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены статьями 165, 171, пунктом 3 статьи 172, пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названным нормам для подтверждения права на возмещение сумм налога на добавленную стоимость, относящихся к экспортным операциям, путем зачета или возврата из бюджета налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов с приложением, предусмотренных статьей 165 НК РФ документов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, через комиссионера по договору комиссии, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) договор комиссии (копия договора) налогоплательщика с комиссионером;
2) контракт (копия контракта) лица, осуществляющего поставку товаров на экспорт по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии), с иностранным лицом на поставку указанного товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;
3) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика или комиссионера в российском банке;
4) документы, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ.
Согласно подпунктам 3 и 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, названных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, в налоговые органы представляется грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа (пограничного таможенного органа), в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации, а также копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается представление обществом в налоговый орган всех перечисленных в пункте 2 статьи 165 НК РФ документов, подтверждающих право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Кассационная инстанция считает не соответствующим нормам главы 21 НК РФ и материалам дела довод налогового органа о непредставлении налогоплательщиком налоговому органу документов, подтверждающих поступление выручки в размере 200 000 руб. именно от комиссионера - ЗАО "Маркет-Форест".
Согласно платежному поручению от 25.02.2004 N 234 денежные средства в размере 200 000 руб. перечислены на счет общества ЗАО "Вист" за ЗАО "Маркет-Форест" по договору комиссии от 15.12.2003 N 2 в счет взаиморасчетов.
Нормы Налогового кодекса Российской Федерации не регулируют правоотношения сторон по договору комиссии, следовательно, в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ к спорным правоотношениям суд правомерно применил нормы гражданского законодательства, допускающих осуществление расчетов с участием третьих лиц.
Факт поступления выручки за экспортированный обществом товар от иностранного покупателя на счет комиссионера (ЗАО "Маркет-Форест") и последующее перечисление комиссионером выручки на счет общества установлен судом и инспекция по существу данное обстоятельство не оспаривает.
Кассационная инстанция считает также несостоятельным довод налоговой инспекции об отсутствии у общества права на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость при неподтверждении факта перечисления этой суммы в бюджет отдельными поставщиками товаров (работ, услуг).
Налоговым законодательством Российской Федерации право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями экспортируемой продукции, не устанавливается и обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении сумм налога на добавленную стоимость к возмещению.
Вместе с тем кассационная инстанция считает ошибочным вывод суда первой инстанции о своевременном предъявлении к возмещению налога на добавленную стоимость по ГТД N 10210030/040604/0003220.
Согласно пунктам 1 - 2 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по экспортным операциям, определяется по итогам налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ. Превышение суммы этих налоговых вычетов (на основании отдельной декларации и при наличии документов, приведенных в статье 165 НК РФ) над суммами налога, исчисляемыми согласно пункту 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 176 НК РФ.
В силу пунктов 1 и 6 статьи 166 НК РФ сумма налога, в том числе по операциям, подлежащим обложению по ставке 0%, при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Для этих целей статья 167 НК РФ устанавливает момент определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) в зависимости от условий совершения операций, подлежащих налогообложению. В частности, пунктом 9 этой статьи установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ (то есть подлежащих налогообложению по ставке 0%), моментом определения налоговой базы является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, в силу названных норм право на предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при осуществлении экспортных операций, возникает в момент определения налоговой базы по этим операциям, то есть в последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В данном случае общество 21.06.2004 представило в инспекцию декларацию по ставке 0% за истекший налоговый период с пакетом документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 165 НК РФ, в числе которых находилась спорная ГТД с отметкой о вывозе товаров за пределы территории Российской Федерации в период определения заявителем налоговой базы. Однако данная ГТД выдана таможенным органом 07.06.2004. Следовательно, полный пакет документов, приведенных в пункте 1 статьи 165 НК РФ и представленных обществом с декларацией по ставке 0% за май 2004 года, собран в последующий налоговый период.
При таких обстоятельствах следует признать, что инспекция правомерно указала обществу на преждевременное предъявление к вычету и возмещению 17 205 руб. налога на добавленную стоимость.
Поэтому решение суда по данному эпизоду следует отменить, а обществу в удовлетворении заявленных требований в этой части - отказать.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2005 по делу N А56-48024/04 отменить в части.
В признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по Тосненскому району Ленинградской области от 17.09.2004 N 12-141/51 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость за май 2004 года в размере 17 205 руб. отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Любанский лесодеревообрабатывающий комбинат" в доход федерального бюджета 1 000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 сентября 2005 г. N А56-48024/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника