Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 сентября 2005 г. N А42-14514/04-8
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Малышевой Н.Н., Хохлова Д.В.,
при участии от Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования Кондратьевой З.В. (доверенность от 28.02.05 N 420/03),
рассмотрев 06.09.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.03.05 (судья Беляева Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.05 (судьи Старовойтова О.Р., Медведева И.Г., Шульга Л.А.) по делу N А42-14514/04-8,
установил:
Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с администрации города Кировска (далее - администрация) 3 192 038 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.04 по 31.01.05, 598 274 руб. пеней - за нарушение срока уплаты страховых взносов (с учетом уточнения предмета спора).
Решением суда от 04.03.05 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.05 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить судебные акты без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Администрация о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает, что дело следует направить на новое рассмотрение в части отказа во взыскании пеней.
Как следует из материалов дела, фондом проведена проверка администрации по вопросу своевременности и полноты перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за периоды с 01.01.01 по 31.12.03 в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
По результатам проверки составлены акты от 06.08.04 N 16 и от 21.09.04 N 1, в которых отражена выявленная задолженность по уплате страховых взносов в общей сумме 39 631 392 руб., в том числе: за 2001 год - 7 995 000 руб., за 2002 год - 12 367 392 руб. и за 2003 год - 9 269 000 руб.
На основании указанного акта фонд направил администрации требование от 08.09.04 N 16 об уплате недоимки по страховым взносам и пеней.
Поскольку требование в установленный срок не исполнено, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая во взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пеней за просрочку уплаты страховых взносов, суд исходил из того, что администрацией исполнена обязанность по перечислению страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в период с 2001 по 2003 год в полном объеме с учетом ассигнований, предусмотренных в бюджете администрации.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1) страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местная администрация.
В силу статьи 17 названного закона платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен. При недостатке средств местного бюджета страховые взносы датируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом Министров Российской Федерации.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.03 N 131-О указано: "Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2). К числу конституционно защищаемых ценностей относится и право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством; при этом медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (статья 41, часть 1 Конституции Российской Федерации)".
Из названных конституционных положений во взаимосвязи с положениями статьи 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, вытекает, что защита права на охрану здоровья и медицинскую помощь является обязанностью не только органов государственной власти на уровне Российской Федерации и ее субъектов, но и органов местного самоуправления.
В порядке реализации этого конституционного требования Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, в том числе содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения (статьи 1 и 6).
Таким образом, органы местного самоуправления не освобождаются от обязанности принимать участие в обеспечении охраны здоровья населения муниципального образования, в том числе путем уплаты соответствующих страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования за неработающее население.
В соответствии с пунктом 2 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации применяются в части, ей не противоречащей.
Из этого следует, что осуществление органами местного самоуправления платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения, предусмотренное оспариваемыми положениями статьи 17 Закона N 1499-1, по смыслу статей 12 и 132 Конституции Российской Федерации как не относящееся к самостоятельным полномочиям местного самоуправления обеспечивается в порядке реализации отдельных государственных полномочий, т.е. с передачей органами государственной власти необходимых для их осуществления финансовых средств.
В статье 19 Закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" установлено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
В соответствии со статьей 22 Закона N 1499-1 базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации. На основе базовой программы органы государственного управления, в том числе и областей, утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования, в которых объем и условия оказания медицинской помощи не могут быть ниже установленных в базовой программе.
Законом Мурманской области от 27.12.99 N 174-01-ЗМО "О порядке обязательного медицинского страхования неработающего населения Мурманской области" (далее Закон N 174-01-ЗМО) установлено, что финансовые средства (платежи) на обязательное медицинское страхование неработающего населения Мурманской области определяются исходя из объемов бесплатной медицинской помощи и стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи. Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежегодно утверждается Законом Мурманской области о бюджете Фонда на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и предусматривается в разделе "Здравоохранение" функциональной классификации расходов местных бюджетов. Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежегодно формируется и утверждается Правительством Мурманской области до принятия законов об областном бюджете и бюджете Фонда на очередной финансовый год. Численность неработающего населения Мурманской области устанавливается один раз в год по согласованию Фонда со страхователями при подготовке проектов законов Мурманской области об областном бюджете и бюджете Фонда на очередной финансовый год.
Суд, проанализировав названные нормы, сделал правильный вывод о том, что определение объема финансирования при принятии территориальной программы производится исходя из среднесписочной численности населения на очередной год, фактическая численность неработающего населения и, соответственно, сумма страховых взносов по территориальной программе помесячно определялась сторонами на основании договора фонда и администрации.
В соответствии со статьей 4 Закона N 1499-1 медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 4 Закона N 174-01-ЗМО также предусмотрено заключение договора между местными администрациями и фондом.
Как следует из материалов дела, между фондом (страховщик) и администрацией (страхователь) был заключен договор об обязательном медицинском страховании неработающих граждан от 10.01.94 N 0-002К, согласно которому администрация приняла на себя обязательство организовать и финансировать предоставление гражданам, включенным в списки застрахованных, медицинской помощи в определенном объеме.
Согласно пункту 2 части 1 названного договора объем медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с договором, определяется утвержденной территориальной программой обязательного медицинского страхования Мурманской области. Указанная программа и согласованный перечень медицинских учреждений, оказывающих предусмотренные программой услуги, являются неотъемлемой частью договора.
В силу пункта 3 части 1 договора страхователь принял на себя обязательства по осуществлению платежей в соответствии с Положением и Инструкцией о порядке взимания и учета страховых платежей на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018.
Названный пункт договора дополнен протоколом согласования, в частности, в нем указано, что "Обязательства страхователя на осуществление (ежеквартальных или помесячных) страховых взносов на обязательное медицинское страхование регламентируется посредством заключения дополнительных соглашений, подписываемых обеими сторонами. В случае невозможности или неполного подписания дополнительного соглашения, страховщик берет на себя обязательства принимать к оплате счета лечебно-профилактических учреждений в объеме базовой программы.
В материалы дела представлены дополнительные соглашения к указанному договору, подписанные сторонами в период с 2001 по 2002 год с согласованием размеров - помесячно и по 2003 году - поквартально, с учетом численности застрахованного населения.
В соответствии с дополнительными соглашениями сторон к данному договору размер платежей в спорный период, как установлено судом первой инстанции, составил 32 351 599 руб.
Актом фонда от 06.08.04 установлено, что в соответствии с утвержденными ежегодными бюджетами плательщика (администрации) последним было перечислено 39 631 392 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в том числе: в 2001 году - 7 995 000 руб., в 2002 году - 12 367 392 руб., в 2003 году - 19 269 000 руб., что подтверждено реестром платежных поручений по перечислению страховых взносов.
Указанным актом фонда также установлено, что сумма страховых взносов, предусмотренная территориальной программой государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи в части территориальной программы обязательного медицинского страхования, установленная для плательщика (администрации) в 2001 году постановлением Мурманской областной Думы от 22.12.2000 N 957 "О проекте Закона Мурманской области "О бюджете Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2002 год" в размере 8 014 800 руб.; в 2002 году - Законом Мурманской области от 30.11.01 N 312-01-ЗМО "О бюджете Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2002 год" - 12 430 100 руб.; в 2003 году - Законом Мурманской области от 25.02.03 N 383-01-ЗМО "О бюджете Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год" - 22 378 530 руб., по состоянию на 01.01.04 составила 42 823 430 руб. Сумма недоимки, составила 3 192 038 руб., разница между суммой, предусмотренной территориальной программой в размере бюджета фонда, и суммой фактически перечисленных взносов в соответствии с договором и дополнительными соглашениями в объеме средств, предусмотренных в бюджете администрации - 42 823 430 руб. - 39 631 392 руб.
На основании изложенного кассационная инстанция посчитала, что судами обеих инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права, и сделан обоснованный вывод о том, что администрацией исполнена обязанность по перечислению страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в период с 2001 по 2003 год в соответствии с территориальной программой исходя из фактического количества застрахованного неработающего населения.
Доводы кассационной жалобы фонда в части взыскания недоимки сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, однако в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ.) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов и правильность применения норм материального и процессуального права. Исследование и переоценка доказательств, уже исследованных судами нижестоящих инстанций, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поэтому судебные акты в части отказа во взыскании недоимки в размере 3 192 038 руб. являются обоснованными.
По мнению подателя жалобы, судом необоснованно отказано во взыскании всей суммы начисленных пеней, поскольку им не исследовался расчет пеней с учетом того, что они начислены за просрочку платежей, перечисленных администрацией, а также на недоимку, установленную актом проверки.
В обоснование фонд ссылается на реестр платежных поручений на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и расчет пеней (л.д. 17, том 1), в котором значатся дни просрочки уплаты страховых взносов. Названное обстоятельство не исследовалось судом.
Поскольку суд кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не вправе давать оценку обстоятельствам, не исследованным судом первой инстанции, то дело следует направить на новое рассмотрение в части отказа во взыскании 598 274 руб. пеней.
При новом рассмотрении суду надлежит исследовать указанные доводы фонда, предложить сторонам произвести расчет пеней отдельно по суммам несвоевременно уплаченным администрацией, и по недоимке, выявленной по результатам проверки, заслушать доводы сторон и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.03.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.05 по делу N А42-14514/04-8 отменить в части отказа во взыскании 598 274 руб. пеней.
Дело в данной части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 сентября 2005 г. N А42-14514/04-8
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника