Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 сентября 2005 г. N А56-13181/2004
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 октября 2004 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Морозовой Н.А., Никитушкиной Л.Л., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Энерготекс" Жукова В.В. (доверенность от 15.07.04 N 423), рассмотрев 06.09.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Василеостровскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.05 (судья Масенкова И.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.05 (судьи Тимошенко А.С., Савицкая И.Г., Старовойтова О.Р.) по делу N A56-13181/2004,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Энерготекс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга (в настоящее время Инспекция Федеральной налоговой службы по Василеостровскому району Санкт-Петербурга; далее - Инспекция) от 19.09.03 N 1137 в части отказа в возмещении налогоплательщику из бюджета 317 564 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.05, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.05, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 04.04.05 и постановление от 14.06.05. По мнению подателя жалобы, в бюджете не сформирован источник для возмещения НДС, поскольку в ходе встречных проверок не подтвержден факт уплаты в бюджет этого налога поставщиком заявителя - обществом с ограниченной ответственностью "Диалон".
Законность решения суда первой инстанции от 04.04.05 и постановления суда апелляционной инстанции от 14.06.05 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Общество 19.06.03 представило в Инспекцию декларацию по НДС по ставке 0% за май 2003 года, а также документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В названной декларации налогоплательщик заявил к возмещению 328 862 руб. НДС.
Решением от 19.09.03 N 1137 налоговый орган отказал Обществу в возмещении из федерального бюджета 317564 руб. НДС и возместил 11 298 руб. Основанием для отказа в возмещении налога послужило то, что на момент проведения камеральной проверки отсутствовало подтверждение о начислении уплате в бюджет НДС поставщиками налогоплательщика.
Общество не согласилось с решением Инспекции и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суды первой и апелляционной инстанций установили, что представленные Обществом документы подтверждают правомерность применения им налоговой ставки 0% в связи с осуществлением экспорта товара и предъявления налоговых вычетов к возмещению из бюджета.
Кассационная инстанция считает, что принятые по делу судебные акты отмене не подлежат.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ обложение НДС по ставке 0% производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета при осуществлении экспортных операций и порядок реализации этого права установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Названной нормой определено, что для подтверждения права на возмещение сумм НДС, уплаченных при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0% и предусмотренные статьей 165 Кодекса документы, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение этого срока налоговый орган должен проверить обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в его возмещении. При этом согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Следовательно, право налогоплательщика на возмещение НДС в связи с экспортом товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0% обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и фактом реального экспорта этих товаров, которые подтверждаются документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся при представлении в налоговые органы соответствующих документов, перечень которых приведен в статье 165 Кодекса, на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ.
Факт экспорта установлен судами на основании материалов дела и не оспаривается Инспекцией. Порядок подтверждения права на возмещение при обложении НДС по ставке 0%, предусмотренный статьей 165 НК РФ, Обществом не нарушен, требуемые документы представлены в полном объеме, что также налоговым органом не оспаривается.
Кроме того, заявитель в соответствии с положениями статей 169-172 НК РФ обосновал правомерность предъявления налога к возмещению и сумму возмещения.
Статьями 171, 172 и 176 НК РФ право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета связывается с уплатой им названного налога поставщику, а не с внесением НДС поставщиком в бюджет. Недоимка контрагента Общества по налогу подлежит взысканию с него как с самостоятельного налогоплательщика в установленном порядке. Законом также не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять доказательства уплаты налога его контрагентами.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что отказ Инспекции в возмещении Обществу НДС не основан на нормах налогового законодательства и нарушает права налогоплательщика.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда 14.06.05 по делу N А56-13181/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Василеостровскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 сентября 2005 г. N А56-13181/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника