Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 сентября 2005 г. N А56-39012/04
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 июля 2005 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2005 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Морозовой Н.А., Старченковой В.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу Озерова М.В. (доверенность от 20.06.2005 N 03-05-3/08628),
рассмотрев 12.09.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2005 (судья Пасько О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2005 (судьи Горбик В.М., Савицкая И.Г., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-39012/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Витязь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу: далее - инспекция) от 19.08.2004 N 11/138 об отказе в возмещении из бюджета 2 022 471 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за апрель 2004 года, а также об обязании инспекции возместить из бюджета названную сумму налога путем зачета в счет НДС по внутренним оборотам.
Решением суда от 24.02.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.05.2005, требования общества удовлетворены частично. Решение инспекции от 19.08.2004 N 11/138 признано недействительным в части отказа в возмещении НДС в сумме 2 019 447 руб. по декларации за апрель 2004 года.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество 20.05.2004 представило в инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за апрель 2004 года, в которой предъявило к вычету 2 022 471 руб. налога, а также пакет документов в соответствии со статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Инспекция провела камеральную проверку представленной обществом налоговой декларации и документов и вынесла решение от 19.08.2004 N 11/138 об отказе обществу в возмещении из бюджета НДС в сумме 2 022 471 руб.
В обоснование отказа налоговый орган указал на несоблюдение обществом требований статьи 165 НК РФ, а именно:
- на дополнительных соглашениях от 15.12.2003 N 1 и от 16.02.2004 N 2 к контракту от 10.11.2003 N 27 отсутствует отметка банка о принятии их на расчетное обслуживание;
- в счете-фактуре от 09.02.2004 N 00000002 указан платежно-расчетный документ от 18.12.03 N 119, авансовые платежи в счет поставки товара поступили по платежному документу от 18.12.03 N 117;
- в приложении к контракту от 05.01.04 N 1/Э указан контракт от 12.01.04 N 1/Э;
- в счетах-фактурах, выставленных ООО "Прогресс СПб", от 01.04.2004 N 922/2, 943/3 и 944/4 не проставлены номер и дата платежно-расчетного документа.
Общество не согласилось с указанным решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования общества о признании недействительным решения инспекции от 19.08.2004 N 11/138 в части отказа в возмещении НДС в сумме 2 019 447 руб., сделали вывод о том, что обществом представлены все предусмотренные статьей 165 НК РФ документы для подтверждения права на возмещение из бюджета НДС за апрель 2004 года в сумме 2 019 447 руб. и что представленные документы соответствуют требованиям статьи 165 НК РФ. Суды первой и апелляционной инстанций указали также на то, что счета-фактуры от 01.04.2004 N 922/2, 943/3 и 944/4 не содержат номеров и дат платежно-расчетных документов и в силу пункта 2 статьи 169 НК РФ не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы инспекции.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение НДС при экспорте товаров (работ, услуг) определен пунктом 4 статьи 176 НК РФ: для подтверждения права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по ставке 0% и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
В пункте 1 статьи 165 НК РФ приведен перечень документов, которые подлежат представлению налогоплательщиком в налоговый орган в целях подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров на экспорт.
В соответствии с пунктом 3.11 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 13.10.1999 N 86-И и Государственного таможенного комитета Российской Федерации N 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" в случае внесения сторонами в контракт изменений и (или) дополнений, затрагивающих сведения, указанные в паспорте сделки, экспортер представляет в банк, подписавший паспорт сделки по данному контракту, оригиналы и копии изменений и (или) дополнений к контракту.
Из дополнительных соглашений от 15.12.2003 N 1 и от 16.02.2004 N 2 следует, что внесенные в них сведения не затрагивают и не изменяют условий контракта, отраженных в паспорте сделки от 26.11.2003 N 1/50904400/001/0000000027, оформленном акционерным коммерческим банком "Авангард". Следовательно, необходимость регистрации в банке указанных дополнительных соглашений отсутствует.
Довод инспекции о несоответствии даты контракта N 1/Э (12.01.04), указанной в приложении к контракту от 05.01.04 N 1/Э, отклоняется судом кассационной инстанции. Как видно из материалов дела, в данном случае была допущена опечатка, которая не затрудняет понимание существа приложения и не влияет на возможность его исполнения. Кроме того, во вводной части приложения дата контракта указана верно.
Довод жалобы инспекции о том, что в счете-фактуре от 09.02.2004 N 00000002 указан платежно-расчетный документ от 18.12.03 N 119, а авансовые платежи в счет поставки товара поступили по платежному документу от 18.12.03 N 117, является ошибочным, поскольку в материалы дела представлено платежное поручение, подтверждающее поступление денежных средств в счет поставки товара обществу от 18.12.2003 N 119 (том 1, лист дела 55).
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены статьями 165, 171, пунктом 3 статьи 172, пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названным нормам для подтверждения права на возмещение сумм НДС путем зачета или возврата из бюджета налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов с предусмотренными статьей 165 НК РФ документами.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов.
Ссылка инспекции на то, что в счетах-фактурах от 28.04.2004 N 1090 и 1091 и от 16.03.2004 N 1363 не указаны номер и дата платежного документа, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку оплата услуг по указанным счетам-фактурам производилась с учетом налоговой ставки 0%, и суммы НДС обществом по этим счетам-фактурам к вычету не предъявлялись.
Вместе с тем судами первой и апелляционной инстанций установлено, что представленные обществом в инспекцию счета-фактуры не отвечают требованиям подпункта 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ, так как в счетах-фактурах, выставленных ООО "Прогресс СПб", от 01.04.2004 N 922/2, 943/3 и 944/4 не проставлены номер и дата платежно-расчетного документа.
Требования к оформлению счетов-фактур содержатся в статье 169 НК РФ. В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 5 названной статьи в счете-фактуре должен быть указан номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товара (выполнения работ, оказания услуг).
Пунктом 2 статьи 169 НК РФ предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов не имеется.
Кроме того, доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2005 по делу N А56-39012/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 сентября 2005 г. N А56-39012/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника