Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 сентября 2005 г. N А13-13913/04-27
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Малышевой Н.Н., Хохлова Д.В.,
рассмотрев 06.09.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 28.03.05 (судья Кудин А.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 20.05.05 (судьи Логинова О.П., Пестерева О.Ю., Тарасова Е.А.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-13913/04-27,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Племзавод Майский" (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными решения государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение Фонда) от 25.06.04 N 1 о направлении уведомления о наличии задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности в части предложения Кооперативу отразить в бухгалтерском учете и отчетности 3 938 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности в части начисленных страховых взносов; решения отделения Фонда от 25.06.04 N 370 о непринятии к зачету 123 981 руб. расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога (далее - ЕСН) на цели обязательного социального страхования с нарушением требований законодательных и иных нормативных актов по государственному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке; решения отделения Фонда от 25.06.04 N 3 о непринятии 5 948 руб. расходов, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения Фонда на цели обязательного социального страхования, произведенных Кооперативом в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности с нарушением требований законодательных и иных нормативных актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке (с учетом уточнения предмета спора).
Решением суда от 28.03.05 заявленные Кооперативом требования удовлетворены полностью.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.05.05 решение суда от 28.03.05 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе отделение Фонда, ссылаясь на неправильное применение судом первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить судебные акты в части признания недействительными решения отделения Фонда от 25.06.04 N 370 о непринятии к зачету 47 312 руб. 42 коп. расходов, решения от 25.06.04 N 3 - в части непринятия в счет средств, полученных от отделения Фонда на цели обязательного социального страхования, 529 руб. 91 коп. расходов и решения от 25.06.04 - о непринятии к зачету 16 254 руб. 09 коп. расходов по листкам нетрудоспособности Ромициной О.С.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив законность решения и постановления в обжалуемой части, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, отделением Фонда проведена выездная проверка правильности исчисления и уплаты Кооперативом страховых взносов по обязательному социальному страхованию за период с 01.01.02 по 31.03.04.
По результатам проверки составлен акт от 26.05.04 (с учетом изменений от 25.06.04) и приняты решения о непринятии вышеуказанных расходов. Решением от 25.06.04 N 1 Кооперативу предложено отразить в бухгалтерском учете и отчетности задолженность по страховым взносам, включающую в себя сумму расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет отделения Фонда в сумме 5 764 руб. и начисленных страховых взносов - 3 938 руб.
Решением от 25.06.04 N 370 не приняты расходы, произведенные Кооперативом за период с января 2002 года по январь 2004 года в сумме 157 223 руб.
Решением от 25.06.04 N 3 не приняты расходы, произведенные страхователем-работодателем (Кооперативом), применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения Фонда, в сумме 10 269 руб.
Кооператив, не согласившись с принятыми решениями, обратился в арбитражный суд с заявлением.
В кассационной жалобе отделение Фонда оспаривает судебные акты только в части признания недействительными решения отделения Фонда от 25.06.04 N 370 о непринятии к зачету 47 312 руб. 42 коп., решения от 25.06.04 N 3 - в части непринятия в счет средств, полученных от отделения Фонда, 529 руб. 91 коп. расходов и решения от 25.06.04 о непринятии к зачету 16 254 руб. 09 коп. расходов по листкам нетрудоспособности Ромициной О.С., произведенных с нарушением законодательства.
По мнению отделения Фонда, Кооператив в нарушение пунктов 69, 73 и 76 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6 (далее - Положение), неправомерно производил расчет пособий по временной нетрудоспособности исходя из завышенного среднедневного пособия, определенного с учетом заработной платы за часы сверх нормальной продолжительности рабочего времени, установленного законодательством.
Согласно объяснениям Кооператива плательщиком установлена сдельно-премиальная, повременно-премиальная система оплаты труда: выплачиваются ежемесячные, единовременные премии, предусмотренные Положением об оплате труда. Премия исчисляется исходя из повременного заработка с учетом всех доплат и надбавок за стаж работы и районного коэффициента.
Согласно статье 8 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) единовременные и ежемесячные пособия являются видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем.
Временная нетрудоспособность и профессиональное заболевание согласно пунктам 2 и 3 части 1 статьи 7 Закона N 165-ФЗ относятся к страховым случаям. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются пособие по временной нетрудоспособности, пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием.
Как указано в статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом, при этом размеры пособий и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.
Поскольку до настоящего времени такой закон не принят, в соответствии со статьей 423 ТК РФ подлежит применению Положение.
Пособие по временной нетрудоспособности работающим гражданам предоставляется по системе обязательного социального страхования и выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Как следует из пунктов 67 и 68 Положения, пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам исчисляются из фактического заработка рабочего или служащего. В фактическом заработке, из которого исчисляются пособия, учитываются все виды заработной платы, на которые по действующим правилам начисляются взносы на социальное страхование, включая доплаты за совмещение профессий (должностей), в том числе за выполняемые в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены) обязанности временно отсутствующего работника, расширение зон обслуживания или увеличения объема работы, а также доплаты за руководство бригадой, производственной практикой, обучение учеников на производстве, за исключением выплат, указанных в пункте 69 Положения.
Названным положением размер подлежащего выплате пособия по временной нетрудоспособности обусловлен размером среднедневного заработка. Среднедневное пособие исчисляется исходя из среднедневного заработка и в зависимости от размера назначенного пособия в процентах к заработку (пункты 29-31, 44 Положения). Общая сумма пособия определяется путем умножения дневного пособия на число рабочих дней, пропущенных в данном месяце вследствие нетрудоспособности (отпуска по беременности и родам).
При этом размер среднедневного заработка зависит от применяемой работодателем системы оплаты труда (сдельной или повременной). Методика исчисления среднедневного заработка, дневного пособия и общей суммы пособия при повременной системе оплаты труда установлена в пунктах 72 и 73 Положения, а при сдельной оплате труда - в пунктах 74 и 76 Положения.
Отделение Фонда утверждает, что Кооперативом при определении размера среднедневного заработка, на основании которого исчислены пособия по временной нетрудоспособности, нарушены требования пункта 73 и подпункта "а" пункта 69 Положения, так как фактически учтена заработная плата за работу, произведенную в сверхурочное время.
Между тем, в Кооперативе для всех работников, размер пособий для которых и оспаривается по настоящему делу, установлена сдельно-премиальная система оплаты труда, что подтверждается представленными в материалы дела лицевыми счетами работников. Следовательно, при начислении пособий по временной нетрудоспособности Кооператив должен был руководствоваться пунктами 74 и 76 Положения, а не пунктом 73 названной нормы, на нарушение которого ссылается отделение Фонда.
О нарушении Кооперативом требований пункта 74 Положения отделение Фонда не заявляет.
Материалами дела не подтверждается и вывод отделения Фонда о нарушении Кооперативом требований подпункта "а" пункта 69 Положения.
При сдельной оплате труда в разные периоды времени размер заработка обусловлен видом выполняемой работы, а потому для адекватного расчета пособия по временной нетрудоспособности необходимо определение среднего размера оплаты труда. С учетом данного обстоятельства, в пункте 74 Положения установлено, что рабочим и служащим, получающим сдельную оплату труда, пособие исчисляется из среднего заработка за 2 последних календарных месяца, предшествующих первому числу месяца, в котором наступила нетрудоспособность, с прибавлением к заработку каждого месяца среднемесячной суммы премий, исчисленной в соответствии с пунктами 70, 71 Положения.
Отделение Фонда, ссылаясь на неправомерное включение Кооперативом в расчет среднедневного заработка заработной платы за сверхурочную работу, указывает на доказанность факта нарушения заявителем требований статьи 91 ТК РФ.
Согласно статье 91 ТК РФ общая продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации, то есть 40 часов в неделю.
Вместе с тем из содержания статьи 104 ТК РФ следует, что в организациях или при выполнении отдельных видов работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года. Суммированный учет - это специальный порядок распределения и учета рабочего времени. Введение суммированного учета позволяет корректировать продолжительность отработанного времени в рамках учетного периода (месяца, квартала или года), если оно отклоняется от установленной нормы, т.е. переработка в одни дни компенсируется недоработкой в другие. Суммированный учет рабочего времени ведется в соответствии с установленными правилами внутреннего трудового распорядка.
Следовательно, как правильно указано судами первой и апелляционной инстанций, в определенных случаях законодателем допускается возможность отступления от общего правила о нормальной продолжительности рабочего времени (не может превышать 40 часов в неделю) и применения специального порядка, при котором продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Соблюдение этого специального порядка означает выполнение установленной законодателем нормы часов рабочего времени.
С учетом особенности сельскохозяйственного производства и в целях соблюдения трудового законодательства приказом от 27.12.01 N 755 в Кооперативе введен суммированный учет рабочего времени работников с учетным периодом, равным 1 году. На нарушение Кооперативом установленного порядка учета рабочего времени отделение Фонда не ссылается. Отсутствие графиков в рассматриваемом случае не является основанием для отказа в принятии к зачету расходов в оспариваемой сумме. Судом установлено, что приказом Кооператива от 27.12.01 N 755, лицевыми и накопительными счетами подтверждено ведение в названной организации суммированного учета рабочего времени в отношении лиц, указанных в акте проверки.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Поскольку материалами дела подтверждается вывод суда обеих инстанций о недоказанности отделением Фонда факта неправомерного расчета пособия по временной нетрудоспособности исходя из завышенного среднедневного пособия, определенного с учетом заработной платы за часы сверх нормальной продолжительности рабочего времени, установленного законодательством, и, соответственно, правомерности непринятия к зачету 47 312 руб. 42 коп. и 529 руб. 91 коп. расходов в счет средств, полученных от отделения Фонда, то кассационная инстанция не усматривает правовых оснований для отмены принятых судами решения и постановления.
Решением отделения Фонда от 25.06.04 N 370 также не приняты к зачету расходы по листкам нетрудоспособности Ромицыной О.С.
Заявитель в расчете базы для исчисления пособия по временной нетрудоспособности Ромицыной О.С. подтвердил размер среднего дневного заработка, использованного при расчете указанных листков в размере 439 руб. 70 коп.
В соответствии с пунктом 67 Положения пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам исчисляются из фактического заработка рабочего или служащего. В фактическом заработке, из которого исчисляются пособия, учитываются все виды заработной платы, на которые по действующим правилам начисляются взносы на социальное страхование.
В соответствии с пунктом 70 Положения все виды заработка, подлежащие учету при исчислении пособий, в том числе ежемесячные премии, выплаченные вместе с заработной платой данного месяца, включаются в заработок по времени, за которое они начислены, а не по времени фактического получения их.
Премии (кроме ежемесячных премий, выплаченных вместе с заработной платой данного месяца), вознаграждение из фонда материального поощрения за общие результаты работы предприятия по итогам за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет, доплаты к заработной плате за периоды работы, превышающие 1 месяц (в дальнейшем премии, вознаграждения и доплаты, выплачиваемые за периоды работы, превышающие 1 месяц, именуются "премии"), учитываются в среднемесячном размере, определяемом путем деления их общей суммы, начисленной в предшествующем году, на 12 месяцев.
Согласно Положению рабочим и служащим, имеющим повременную оплату труда (месячный оклад, дневную или часовую тарифную ставку), для исчисления пособия берется месячный оклад (должностной или персональный), дневная или часовая тарифная ставка с учетом постоянных доплат и надбавок, получаемых на день наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, и среднемесячная (среднедневная, среднечасовая) сумма премий, исчисленная в соответствии с пунктами 70, 71 Положения.
В соответствии с пунктом 73 Положения при помесячной оплате труда среднедневной заработок для исчисления пособия определяется путем деления суммы заработка, указанного в пункте 72 настоящего Положения, на число всех рабочих дней (по графику; примечание: в данном и во всех последующих случаях имеется в виду график работы, составленный в пределах установленной законодательством нормы часов рабочего времени) месяца нетрудоспособности (отпуска по беременности и родам).
Исходя из среднедневного заработка и в зависимости от размера назначенного пособия в процентах к заработку (пункты 29-31, 44 настоящего Положения) исчисляется дневное пособие.
Общая сумма пособия определяется путем умножения дневного пособия на число рабочих дней, пропущенных в данном месяце вследствие нетрудоспособности (отпуска по беременности и родам).
Как следует из материалов дела, Ромицына О.С. согласно штатному расписанию административно-управленческого персонала Кооператива в 2003 году замещала должность заместителя председателя по экономике с должностным окладом 2 285 руб. 64 коп. (с учетом персональной надбавки и повышающего коэффициента - 4 694 руб. 63 коп.). Данная сумма указана в расчетах, имеющихся в материалах дела и не оспаривается сторонами.
Сторонами также не оспаривается включенная в расчет базы для исчисления пособия по временной нетрудоспособности Ромицыной О.С. сумма премии, определенная путем деления общей суммы, начисленной в предшествующем году, на 12 месяцев, в размере 692 руб. 83 коп.
В соответствии с Положением о выплате надбавки за стаж работы в Кооперативе на 2003 год размер надбавки в процентах от суммы заработной платы при стаже от 10 до 15 лет (стаж Ромицыной О.С. - 10 лет) составляет 13%.
Должностной оклад Ромицыной О.С. с учетом персональной надбавки, повышающего коэффициента, районного коэффициента и надбавки за стаж, обосновано определен заявителем в размере 6 100 руб. 66 коп.
Пунктом 4 Положения кооператива по оплате труда руководителей, специалистов и служащих на 2003 год за своевременное и качественное выполнение обязанностей руководителям, специалистам и служащим ежемесячно выплачивается премия в размере 40% от повременного заработка с учетом доплат и надбавок.
Следовательно, ежемесячная премия, выплачиваемая Ромицыной О.С., вместе с заработной платой с учетом надбавки за стаж и районного коэффициента составляет 2 440 руб. 26 коп.
Исходя из указанных положений, по мнению суда обеих инстанций, ежемесячные премии, выплаченные вместе с заработной платой данного месяца, охватываются понятием среднемесячной суммы премий, указанной в пункте 72 Положения, используемой при расчете пособия.
Следовательно, расчет заявителя в отношении Ромицыной О.С., согласно которому средний дневной заработок определен в сумме 439 руб. 70 коп., является обоснованным.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, однако в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов и правильность применения норм материального и процессуального права. Исследование и переоценка доказательств, уже исследованных судами нижестоящих инстанций, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поэтому судебные акты следует оставить без изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 28.03.05 и постановление апелляционной инстанции от 20.05.05 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-13913/04-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 сентября 2005 г. N А13-13913/04-27
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника