Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 апреля 1998 г. N 2262
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Корпусовой О.А.,
судей Нефедовой О.Ю. и Почечуева И.П.,
при участии в заседании представителей
истца Куликовой Н.И. (доверенность от 05.01.98 N 5) и
Воробьевой О.Ю. (доверенность от 05.01.98 N 10-17),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Пролетарскому району города Твери на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Тверской области от 03.03.98 (судьи Бажан О.М., Мойсеева Л.А., Ильина В.Е.) по делу N 2262,
установил:
АКБ "Прогресспромбанк" обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к Государственной налоговой инспекции по Пролетарскому району города Твери (далее - ГНИ) о признании частично недействительным решения от 11.12.96 N 07-10/633, которым на истца были наложены финансовые санкции в виде пеней по статье 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Решением от 05.01.98 (судьи Потапенко Г.Я., Орлова В.А., Владимирова Г.А.) исковые требования удовлетворены частично.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.03.98 решение отменено в отклоненной части иска и исковые требований удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе ГНИ просит постановление отменить, ссылаясь на статьи 11 и 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы", статьи 845, 848, 849, 863, 865 Гражданского кодекса Российской Федерации, совместную телеграмму Государственной налоговой службы Российской Федерации от 07.09.92 N ИЛ-07/57 и Центробанка Российской Федерации N 202-92 и считая начисление пеней банку правомерным.
ГНИ о дне рассмотрения жалобы извещена, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы" с банка или кредитного учреждения могут быть взысканы пени только в случае неисполнения (задержки исполнения) платежного поручения налогоплательщика на перечисление в бюджет налогов. Как видно из материалов дела, ГНИ применила указанные санкции к АКБ "Прогресспромбанк" за иные нарушения. Кассационная коллегия считает необходимым отметить, что в рассматриваемом деле ГНИ допускает расширительное толкование вышеуказанной нормы Закона.
Решение ГНИ не обосновано по праву в части взыскания пеней за задержку исполнения платежных поручений юридических лиц - клиентов банка - по перечислению подоходного налога. Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" налогоплательщиками подоходного налога являются физические лица, которым принадлежит объект налогообложения. Юридические лица по данному налогу являются сборщиками налога. Следовательно, платежные поручения предприятий на перечисление в бюджет подоходного налога с физических лиц не являются платежными поручениями налогоплательщиков.
Что касается даты, с которой могут быть начислены пени, то суд апелляционной инстанции правомерно отклонил доводы ответчика о начислении пеней с дня, следующего за днем поступления в банк платежного поручения, Законом установлен предельный срок исполнения банком платежных документов клиентов - не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа. Начисление пеней возможно, когда сумма стала просроченной, а таковой она становится с третьего дня после поступления в банк платежного документа.
Суд апелляционной инстанции также правомерно указал в постановлении на необоснованность начисления 3 635 982 рублей (без учета деноминации) пеней за несвоевременное списание денежных средств по мемориальным ордерам. Из материалов проверки ГНИ и материалов дела невозможно установить, какие платежные поручения налогоплательщиков в результате списания по мемориальным ордерам были не исполнены в срок. Кроме того, АКБ "Прогресспромбанк" сослался на то, что частичное исполнение мемориальных ордеров имело место в связи с отсутствием денежных средств на расчетных счетах налогоплательщиков.
Неправомерно начисление 1 863 960 рублей (без учета деноминации) пеней за задержку исполнения платежей, не являющихся налогами, а именно специального налога после 01.01.96 (когда специальный налог уже утратил статус налога), и платежных поручений предприятий на перечисление в бюджет пеней (пени в рассматриваемой ситуации являются не налогом, а санкцией).
Пени на основании статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы" за неисполнение инкассовых распоряжений ГНИ также не подлежат начислению, поскольку в данном случае не имеет места неисполнение платежных поручений налогоплательщика.
По последнему эпизоду пени в сумме 2 566 рублей (без учета деноминации) начислены безосновательно ввиду арифметической ошибки.
Руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Тверской области от 03.03.98 по делу N 2262 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Пролетарскому району г.Твери - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
И.П. Почечуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 апреля 1998 г. N 2262
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника