Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 апреля 1998 г. N 2897
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Закордонской Е.П., Ломакина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу предпринимателя Гоколенковой Галины Степановны на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.12.97 (судья Шпенкова С.В.) и постановление апелляционной инстанции того же суда от 04.02.98 (судьи Конева В.В., Гелеверя Т.А, Приходько Е.Ю.) по делу N 2897,
установил:
Государственная налоговая инспекция по Московскому району города Калининграда обратилась в Арбитражный суд города Калининграда с иском к предпринимателю Гоколенковой Галине Степановне о взыскании 2 262 751 рубля подоходного налога за 1996 год и 855 331 рубля пеней.
Решением арбитражного суда от 05.12.97, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.02.98, иск удовлетворен, так как ответчиком при подаче декларации не подтверждено право на получение льготы.
В кассационной жалобе предприниматель Гоколенкова Галина Степановна просит изменить состоявшиеся по настоящему делу судебные акты, считая, что судами обеих инстанций неправильно применены нормы материального права, взыскав подоходный налог в сумме 1 856 211 рублей, так как 31.12.97 изменен Федеральный Закон "О подоходном налоге с физических лиц" - увеличен размер облагаемого совокупного дохода для взимания подоходного налога.
Государственная налоговая инспекция по Московскому району города Калининграда и предприниматель Гоколенкова Галина Степановна о времени и месте слушания дела извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, пришел к следующему выводу.
Как усматривается из материалов дела, предприниматель Гоколенкова Галина Степановна в декларации о доходах за 1996 год, поданной 25.03.97, указала полученный совокупный доход, подлежащий налогообложению, в сумме 336 594 426 рублей. Поскольку в 1996 году предпринимателем был получен больший доход, чем предполагалось, налоговым органом произведено доначисление подоходного налога в сумме 3 762 781 рубль. Предпринимателем часть налога в сумме 1 500 000 рублей уплачена, а часть налога в сумме 2 262 781 рубль до настоящего времени не уплачена.
В соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" обязанности по ведению учета полученных доходов и произведенных расходов, связанных с извлечением доходов, представлению деклараций о доходах и расходах, других необходимых документов и сведений налоговым органам, по своевременному внесению в полном размере в бюджет сумм налога и т.д. лежат на физическом лице.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" льгота предоставляется физическому лицу, имеющему на содержании инвалида с детства, на основании пенсионного удостоверения, решений органов опеки и попечительства, медицинской справки органов здравоохранения и справки жилищного органа.
Как следует из материалов дела, установлено судом и не отрицается ответчиком - предпринимателем Гоколенковой Галиной Степановной, право на применение льготы предпринимателем не заявлялось, документы, требуемые для применения льготы, в налоговый орган ею также не представлялись.
Далее, в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" налог за истекший год уплачивается не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.
Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога взыскиваются пени в размере 0,3 процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога.
Довод ответчика о том, что 31.12.97 изменен Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" - увеличен размер облагаемого совокупного дохода - и что в соответствии с Конституцией Российской Федерации не имеют обратной силы законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, а потому должны иметь обратную силу новые законы, отменяющие те или иные налоги или улучшающие положение налогоплательщиков, не может быть принят во внимание, поскольку Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" от 31.12.97 действует с 04.01.98, а в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" законы, приводящие к изменению размеров налоговых платежей, обратной силы не имеют.
Учитывая вышеизложенное, кассационная инстанция не установила нарушений в применении норм материального и процессуального права судами обеих инстанций, а следовательно, основания для изменения решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.12.97 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 04.02.98 по делу N 2897 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л.Никитушкина |
С.А.Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 апреля 1998 г. N 2897
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника