Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 апреля 1998 г. N 2852
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Закордонской Е.П., Петренко А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Индивидуального частного предприятия "Веселый гном" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Калининградской области от 14.01.98 по делу N 2852 (судьи Карамышева Л.П., Гелеверя Т.А., Можегова Н.А.),
установил:
Индивидуальное частное предприятие "Веселый гном" обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о признании недействительным решения Государственной налоговой инспекции по Калининградской области от 07.10.97 N 169 о наложении на предприятие штрафа в сумме 29 221,5 тыс. рублей (в неденоминированных рублях) за ведение денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины и бланков строгой отчетности, считая его противоречащим Закону Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
Решением суда первой инстанции от 24.11.97 иск был удовлетворен на том основании, что истец по роду своей деятельности относится к предприятиям, которыми контрольно-кассовые машины могут не применяться на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745, поэтому с него не может быть взыскан штраф за неприменение контрольно-кассовой машины, установленный Законом Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", ответственность же за невыдачу бланков строгой отчетности законом не предусмотрена.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.01.98 решение суда отменено и в удовлетворении иска отказано. Апелляционная инстанция пришла к выводу о правомерности применения к истцу ответственности за осуществление денежных расчетов с населением без использования контрольно-кассовой машины и бланков строгой отчетности.
В кассационной жалобе истец просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда, полагая, что не может нести ответственность по статье 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", так как является предприятием, оказывающим услуги населению с выдачей документов строгой отчетности, и не должен применять контрольно-кассовую машину при осуществлении денежных расчетов с населением.
Истец и ответчик о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены, представители в заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена без их участия.
Кассационная инстанция, проверив законность постановления апелляционной инстанции, считает, что постановление законно и отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что 29.09.97 налоговая инспекция провела проверку порядка осуществления денежных расчетов с населением при оказании услуг по перевозке пассажиров в автобусе, принадлежащем ИЧП "Веселый гном". Проверкой было установлено, что в автобусе, следующем по маршруту Калининград - Вильнюс, находилось 19 пассажиров, которые уплачивали за проезд наличные деньги представителю ИЧП "Веселый гном" (80 тыс. рублей). Пассажирам не выдавались в оплату проезда билеты, путевки либо другие бланки строгой отчетности, подтверждающие получение фирмой денег.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Поскольку истец оказывал населению транспортные услуги, он обязан был применять при денежных расчетах контрольно-кассовую машину. Названная статья закона и пункт первый Перечня отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745, позволяют истцу не применять контрольно-кассовую машину при осуществлении денежных расчетов с населением при условии выдачи гражданам, с которыми осуществляются денежные расчеты, в подтверждение получения денег билетов, талонов, путевок и других приравненных к чекам документов строгой отчетности. Поскольку истец при перевозке пассажиров 29.09.97 оказывал услуги без выдачи билетов, талонов, путевок и других приравниваемых к чекам документов строгой отчетности, он был обязан осуществлять расчеты с пассажирами за оказанные услуги с применением контрольно-кассовой машины. Однако контрольно-кассовая машина истцом также не применялась. Следовательно, налоговая инспекция правомерно привлекла ИЧП "Веселый гном" к ответственности, предусмотренной статьей 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" за неприменение контрольно-кассовой машины. Апелляционная инстанция, отказывая в удовлетворении исковых требований о признании недействительным решения налоговых органов, правильно применила нормы материального и процессуального права, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит. При подаче кассационной жалобы истцом не была уплачена государственная пошлина, отсрочка ее уплаты предоставлена кассационной инстанцией до вынесения постановления по кассационной жалобе, следовательно, с истца подлежит взысканию госпошлина в размере 417 рублей 45 копеек в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом первым статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Калининградской области от 14.01.98 по делу N 2852 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИЧП "Веселый гном" - без удовлетворения.
Взыскать с расчетного счета ИЧП "Веселый гном" в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 417 рублей 45 копеек.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
А.Д. Петренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 апреля 1998 г. N 2852
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника