Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 сентября 2005 г. N А42-14513/04-31
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 марта 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 февраля 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Малышевой Н.Н., при участии от Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования Кондратьевой З.В. (доверенность от 28.02.05 N 15),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.04.2005 (судья Посыпанко Е.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2005 (судьи Тимошенко А.С., Савицкая И.Г., Старовойтова О.Р.) по делу N А42-14513/04-31,
установил:
Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (после уточнения заявленных требований) о взыскании с Администрации закрытого административно - территориального образования города Островной Мурманской области (далее - Администрация) 65 809 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2001-2003 годы, а также 120 285 руб. пеней за нарушение сроков уплаты названных платежей.
Решением суда от 11.04.2005 в удовлетворении заявленных Фондом требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2005 решение суда от 11.04.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд просит отменить решение и постановление судов и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить принятые по данному делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Администрация о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Фондом в августе 2004 года проведена выездная проверка своевременности и полноты перечисления в территориальный фонд обязательного медицинского страхования Администрацией страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, в ходе которой выявлено наличие у плательщика по состоянию на 01.01.2004 задолженности по страховым взносам в общей сумме 65 809 руб. По результатам проверки Фондом составлен акт от 01.09.2004 N 22.
На основании акта выездной проверки и с учетом представленных Администрацией возражений Фонд принял решение от 11.10.2004 N 22 об обязании Администрации уплатить 65 809 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, а также 108 541 руб. пеней за нарушение сроков уплаты названных платежей.
Во исполнение решения от 30.08.2004 плательщику направлено требование от 18.10.2004 N 22 об уплате в десятидневный срок с момента получения требования задолженности по страховым взносам и пеней. Поскольку требование Администрацией в установленный срок не исполнено, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении требований, исходил из того, что Администрация подтвердила уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.2001 по 31.12.2003 в полном объеме, с учетом ежемесячно уточнявшегося размера взносов, как это предусматривалось договором обязательного медицинского страхования неработающих граждан, заключенным между Администрацией и Фондом. Фонд же не доказал наличие у Администрации задолженности по названным взносам. Кроме того, суд указал на пропуск Фондом срока давности взыскания в судебном порядке задолженности по страховым взносам и пеней, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ.
Апелляционная инстанция оставила решение суда без изменения, признав вместе с тем ошибочным вывод суда о пропуске Фондом срока давности взыскания страховых взносов и пеней, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального права, считает, что обжалуемые решение и постановление судов подлежат частичной отмене.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1) страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местная администрация.
В силу статьи 17 названного Закона платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен. При недостатке средств местного бюджета страховые взносы датируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом Министров Российской Федерации.
В пункте 5 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 05.04.2001 N 1518/21-1 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, установлено, что органы местного самоуправления перечисляют средства на обязательное медицинское страхование неработающего населения в объемах, гарантирующих предоставление медицинских услуг указанной категории граждан в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. В случае недостаточности указанных средств при формировании бюджетов территорий на предстоящий финансовый год предусматривается целевая дотация из бюджета вышестоящих органов исполнительной власти.
Статьей 19 Закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" предусмотрено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее - Положение).
Согласно пункту 3 названного Положения платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
Аналогичная норма содержится и в пункте 2 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР", согласно которой платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных и других категорий) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
В соответствии с пунктами 4 и 7 статьи 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1 (в редакции, действующей в проверяемый период) в компетенцию органов местного самоуправления входит формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение и осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию.
В статье 22 Закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" указано, что базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации. На основе базовой программы органы государственного управления, в том числе и областей, утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования, в которых объем и условия оказания медицинской помощи не могут быть ниже установленных в базовой программе.
Законом Мурманской области от 27.12.99 N 174-01-ЗМО "О порядке обязательного медицинского страхования неработающего населения Мурманской области" (далее - Закон N 174-01-ЗМО) установлено, что финансовые средства (платежи) на обязательное медицинское страхование неработающего населения Мурманской области определяются исходя из объемов бесплатной медицинской помощи и стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи. Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежегодно утверждается Законом Мурманской области о бюджете Фонда на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и предусматривается в разделе "Здравоохранение" функциональной классификации расходов местных бюджетов. Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц ежегодно формируется и утверждается Правительством Мурманской области до принятия законов об областном бюджете и бюджете Фонда на очередной финансовый год. Численность неработающего населения Мурманской области устанавливается один раз в год по согласованию Фонда со страхователями при подготовке проектов законов Мурманской области об областном бюджете и бюджете Фонда на очередной финансовый год.
Исходя из приведенных норм, суды сделали правильные выводы о том, что органы местного самоуправления обязаны принимать участие в обеспечении охраны здоровья населения муниципального образования, в том числе путем уплаты соответствующих страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования за неработающее население. Объем финансирования при принятии территориальной программы определяется исходя из среднесписочной численности населения на очередной год и утвержденного на этот же год в установленном порядке размера страхового взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц.
Согласно статье 4 Закона N 1499-1 медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 4 Закона N 174-01-3MO также предусмотрено заключение договора между местными администрациями и фондом.
Как следует из материалов дела, между Фондом (страховщик) и Администрацией (страхователь) в 1994 году заключен договор от 08.04.1994 N 8-00000 обязательного медицинского страхования неработающих граждан. Согласно этому договору Фонд принял на себя обязательство организовать и финансировать предоставление гражданам, включенным Администрацией в списки застрахованных, медицинской помощи в определенном объеме, а Администрация - осуществлять платежи на обязательное медицинское страхование неработающих граждан в соответствии с Положением и Инструкцией о порядке взимания и учета страховых платежей на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018.
Согласно пункту 2 договора объем медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам в соответствии с условиями договора, определяется утвержденной территориальной программой обязательного медицинского страхования Мурманской области. Указанная программа и согласованный перечень медицинских учреждений, оказывающих предусмотренные программой услуги, являются неотъемлемой частью договора.
В пункте 4 договора указана общая численность застрахованных граждан на момент заключения договоров. Здесь же установлено, что Администрация ежеквартально предоставляет Фонду корректировку численности застрахованных лиц, а в пункте 6 предусмотрено ежемесячное предоставление страхователем страховщику сведений об изменениях в списках застрахованных лиц.
Таким образом, фактическая численность неработающего населения и, соответственно, сумма страховых взносов по территориальной программе должны определяться в соответствии с договором между территориальным фондом обязательного медицинского страхования и местной администрацией помесячно.
Фонд не оспаривает выполнение Администрацией условий договоров о представлении ежемесячно данных о численности застрахованного населения. При определении размера страхового взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц Администрация руководствовалась размерами, утвержденными постановлениями Правительства Мурманской области на соответствующий год. О нарушениях Администрацией этого показателя Фонд не заявляет.
В материалах дела имеются дополнительные соглашения к протоколу согласования за период с 2001 по 2003 год, подтверждающие ежемесячное согласование фактической численности застрахованных лиц (л.д. 30-55, том 1).
В 2001 году постановлением Мурманской областной Думы от 22.12.2000 N 957 "О проекте Закона Мурманской области "О бюджете Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2001 год" установлена сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, подлежащая перечислению в Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования Администрацией ЗАТО г. Островной, в размере 1 039 100 руб.; в 2002 году - Законом Мурманской области от 30.11.01 N 312-01-ЗМО "О бюджете Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2002 год" - 1 612 100 руб.; в 2003 году - Законом Мурманской области от 25.02.03 N 383-01-ЗМО "О бюджете Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год" - 2 413 400 руб. Следовательно, сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в Фонд, за 2001-2003 годы составила 5 064 600 руб.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Администрация в соответствии с договором обязательного медицинского страхования и дополнительными соглашениями к нему обязана была перечислить за период с 01.01.2001 по 31.12.2003 страховые взносы в сумме 4 759 816,28 руб., их них в 2001 году - 1 057 324,80 руб., в 2002 году - 1 249 491,48 руб., в 2003 году - 2 453 000 руб. Фактически Администрацией перечислено в территориальный фонд обязательного медицинского страхования 4 998 791,64 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в том числе: в 2001 году - 1 033 683,60 руб., в 2002 году - 1 512 108,04 руб., в 2003 году - 2 453 000 руб., что подтверждено реестрами платежных поручений по перечислению страховых взносов (л.д. 16-19, том 1). Кроме того, по состоянию на 01.01.2001 у Администрации имелась переплата по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 30 757 руб. (акт камеральной проверки от 26.01.2001 N 3, лист дела 118 тома 1).
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что суды двух инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права и пришли к обоснованному выводу о том, что Администрацией в полном объеме, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, исполнена обязанность по перечислению страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.2001 по 31.12.2003 исходя из фактического количества застрахованного неработающего населения, которое ежемесячно уточнялось (корректировалось), как это предусмотрено договором обязательного медицинского страхования.
Утверждения Фонда о том, что Администрация обязана была перечислять страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме, предусмотренной законами Мурманской области о бюджете Фонда, определенной исходя из ежегодно утверждаемых среднесписочной численности населения на очередной год и размера страхового взноса на обязательное медицинское страхование одного неработающего человека в месяц, не согласуется с положениями статьи 4 Закона N 1499-1 и статьи 4 Закона N 174-01-ЗМО и условиями договора, заключенного между Администрацией и Фондом.
Фондом не представлено доказательств невыполнения Администрацией обязательств по заключенному договору обязательного медицинского страхования неработающих граждан.
Доводы кассационной жалобы Фонда, касающиеся факта наличия недоимки по страховым взносам и ее размера, направлены на переоценку доказательств, оцененных судами. Между тем, в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов и правильность применения норм материального и процессуального права. Исследование и переоценка доказательств, исследованных судами нижестоящих инстанций, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поэтому судебные акты в части отказа во взыскании задолженности по страховым взносам в размере 65 809 руб. как законные и обоснованные отмене не подлежат.
В то же время кассационная инстанция считает недостаточно обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для взыскания с Администрации пеней за нарушение срока уплаты страховых взносов.
В жалобе Фонд ссылается на то, что судами необоснованно отказано во взыскании всей суммы начисленных пеней. Как утверждает Фонд, составленный им и представленный в материалы дела расчет пеней (л.д. 20-21, том 1) подтверждает систематическое нарушение Администрацией при перечислении страховых взносов срока их уплаты, установленного законодательством.
Согласно последнему абзацу пункта 5 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца.
Фонд утверждает, что Администрация не соблюдала этот срок при уплате той суммы страховых взносов, которые фактически перечислялись ею по договорам обязательного медицинского страхования. Отказывая во взыскании пеней, суды не учли названное обстоятельство и не исследовали составленные Фондом расчеты пеней в части, касающейся их начисления за просрочку взносов, фактически перечислявшихся Администрацией, обязанность уплаты которых Администрация не оспаривает. Фонд заявляет, что Администрация уплачивала страховые взносы в 2001-2003 годы в месяце, следующем за отчетным, не соблюдая требование об уплате платежей не позднее 25 числа текущего месяца. Этот довод Фонда не получил оценки судов.
Поскольку суд кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не вправе давать оценку обстоятельствам, не исследованным судами первой и апелляционной инстанций, дело в части отказа во взыскании с Администрации 120 285 руб. пеней за нарушение сроков уплаты страховых взносов подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Арбитражный суд Мурманской области.
При новом рассмотрении суду надлежит исследовать вышеприведенные доводы Фонда, предложить сторонам составить расчет пеней отдельно по суммам несвоевременно уплаченным Администрацией по договорам обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, и по недоимке, выявленной Фондом по результатам проверки, заслушать мнение сторон по этому вопросу и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.04.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2005 по делу N А42-14513/04-31 отменить в части отказа во взыскании с Администрации закрытого административно - территориального образования города Островной Мурманской области 120 285 руб. пеней.
Дело в этой части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
Н.Г.Кузнецова |
Л.В.Блинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 сентября 2005 г. N А42-14513/04-31
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника