Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 сентября 2005 г. N А44-10054/04-С12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Сосниной О.Г., Чертилиной З.А.,
рассмотрев 13.09.2005 кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 13.04.2005 (судья Чепрасов А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 15.06.2005 (судьи Дмитриева Т.А., Александров С.А., Дегтев А.В.) Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-10054/04-С12,
установил:
Открытое акционерное общество "Новгородоблгаз" (далее - ОАО "Новгородоблгаз") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к администрации Новгородской области, комитету финансов администрации Новгородской области, администрации Валдайского района и комитету финансов администрации Валдайского района о возмещении выпадающих доходов в сумме 18 313 руб. 08 коп., связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан за период с октября по декабрь 2001 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1.
Определением от 21.01.2005 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин).
Решением суда от 13.04.2005 исковые требования удовлетворены частично. С Минфина за счет казны Российской Федерации взыскано 15 519 руб. 47 коп. Во взыскании суммы налога на добавленную стоимость в размере 3052 руб. 18 коп. отказано. В удовлетворении требований к остальным ответчикам отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.06.2005 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и в иске к нему отказать.
По мнению подателя жалобы, суд неправомерно взыскал с него выпадающие доходы истца, связанные с предоставлением льгот сотрудникам вневедомственной охраны и сотрудникам милиции, работающим в подразделениях, финансируемых из областного бюджета.
Стороны, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, с октября по декабрь 2001 года ОАО "Новгородоблгаз" предоставляло гражданам, проживающим в Валдайском районе Новгородской области и проходящим службу в подразделениях милиции, финансируемых из федерального, областного бюджета и за счет средств, поступающих на основе договоров, 50-процентную скидку по оплате сжиженного газа, в результате чего недополучило прибыль в сумме 18 313 руб. 08 коп.
Суд, проанализировав статьи 9 и 30 Закона "О милиции", пришел к выводу о том, что выпадающие доходы истца должны быть взысканы с казны Российской Федерации, поскольку федеральный законодатель, предоставив указанную льготу, в спорный период не урегулировал порядок компенсации предприятиям выпадающих доходов.
Кассационная инстанция считает такой вывод ошибочным.
Согласно части 3 статьи 30 Закона "О милиции", утратившей силу с 01.07.2002 на основании Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ, сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей предоставляется 50-процентная скидка в оплате коммунальных услуг. Названной нормой установлено, что указанная льгота компенсируется из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции.
Статьей 9 Закона "О милиции" предусмотрена возможность создания подразделений милиции общественной безопасности субъектами Российской Федерации. Согласно названной статье увеличение расходов органов местного самоуправления, связанных с финансированием милиции общественной безопасности, которое возникло в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируется указанными органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.
Следовательно, возмещение расходов истца на предоставление названных льгот сотрудникам милиции должно осуществляться из средств бюджета, за счет которых создано и финансируется соответствующее подразделение. Таким образом, при формировании бюджета субъект Российской Федерации и органы местного самоуправления должны предусматривать в своих бюджетах средства на возмещение расходов по предоставлению льгот сотрудникам соответствующих подразделений.
В силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае смешанного финансирования подразделений из федерального и других нижестоящих бюджетов распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации совместных расходов производятся по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации. Такого порядка распределения расходов в отношении льготы, предусмотренной Законом "О милиции", в спорный период законодательством не было предусмотрено.
Таким образом, взыскание убытков, возникших в результате предоставления льготы по части 3 статьи 30 Закона "О милиции", за счет бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета возможно при финансировании подразделений милиции исключительно из средств бюджета данного субъекта Российской Федерации и местного бюджета. В остальных случаях возмещение происходит за счет средств федерального бюджета.
Установив, что сотрудники милиции, которым истец предоставил спорную льготу, проходят службу в подразделениях, имеющих смешанное финансирование, суд пришел к правильному выводу о необходимости взыскания расходов истца с казны Российской Федерации.
Принимая во внимание, что судом первой и апелляционной инстанции фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но неправильно применена норма права, что, однако, не привело к вынесению неправильного решения, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Довод подателя жалобы о неправомерности взыскания выпадающих доходов истца, связанных с предоставлением льгот сотрудникам вневедомственной охраны и сотрудникам милиции, работающим в подразделениях, финансируемых из областного бюджета, кассационной инстанцией не принимается как необоснованный.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 13.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 15.06.2005 Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-10054/04-С12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 сентября 2005 г. N А44-10054/04-С12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника