Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 сентября 2005 г. N А56-732/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Малышевой Н.Н., Хохлова Д.В.,
рассмотрев 13.09.05 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области и закрытого акционерного общества "Куусакоски" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.05.05 по делу N А56-732/2005 (судья Саргин А.Н.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Куусакоски" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 01.10.04 N 13-24/28796 в части отказа в возмещении 745 756 руб. 33 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), обязании Инспекции возместить заявителю из бюджета путем возврата на его расчетный счет 745 756 руб. 33 коп. НДС за июнь 2004 года с начисленными на эту сумму процентами.
Решением от 17.05.05 суд признал недействительным решение Инспекции в части отказа в возмещении 745 756 руб. НДС за июнь 2004 года и обязал налоговый орган возвратить из бюджета 745 756 руб. 33 коп. налога за указанный период. В части обязания Инспекции начислить проценты производство по делу прекращено по пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда в части признания недействительным решения и обязания возвратить из бюджета 745 756 руб. 33 коп. НДС за июнь 2004 года. По мнению инспекции, Общество не представило расчеты распределения входного НДС между реализацией на внутренний рынок и на экспорт, а также распределения между подтвержденным и неподтвержденным экспортом за июнь 2004 года.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда в части прекращения производства по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ по требованию о начислении процентов за нарушение срока возврата НДС в сумме 32 854 руб. 68 коп. за период просрочки с 15.11.04 по 16.03.04. По мнению подателя жалобы, оспариваемым решением налоговый орган нарушил право налогоплательщика на своевременный возврат из бюджета сумм НДС, поэтому проценты, установленные статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), подлежат начислению.
Инспекция и Общество, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, считает, что решение суда в части прекращения производства по делу по требованию о начислении процентов за несвоевременный возврат из бюджета сумм НДС подлежит отмене, А дело в этой части - направлению на новое рассмотрение по нижеизложенным основаниям. В остальной части решение суда обосновано.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку представленной Обществом 20.07.04 налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за июнь 2004 года, согласно которой налог, исчисленный налогоплательщику к возмещению за указанный период, составил 31 755 747 руб., а сумма налоговых вычетов по поставкам товаров на экспорт - 5 581 759 - руб.
По результатам проверки Инспекция приняла решение от 01.10.04 N 13-24/28796 об отказе Обществу в возмещении 745 756 руб. 33 коп. НДС и о возмещении 4 836 003 руб. налога.
Обществом обжаловано решение в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований налогоплательщик указал на то, что все установленные налоговым законодательством требования для возмещения НДС им выполнены, а следовательно, за нарушение сроков возврата налога из бюджета должны начисляться проценты в соответствии со статьей 176 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации экспортных товаров (работ, услуг) определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В соответствии с пунктом 2 статьи 173 НК РФ превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ.
В силу пункта 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, из приведенных норм следует, что организации-экспортеру для подтверждения права на возмещение налога на добавленную стоимость при экспорте товаров необходимо доказать факт экспорта, представив в налоговую инспекцию документы, перечисленные в статье 165 НК РФ, а также выполнить требования, установленные статьями 169, 171 - 173 и статьей 176 НК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество представило в налоговый орган предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, подтверждающие право налогоплательщика на возмещение НДС. Инспекция не оспаривает факты экспорта товара и поступления выручки на счет Общества, а также уплаты налогоплательщиком сумм НДС поставщикам товара.
Суд кассационной инстанции считает также необоснованным довод налогового органа о неправомерном предъявлении Обществом к возмещению 745 756 руб. 33 коп. НДС, поскольку указанная сумма налога предъявлена к возмещению в полном объеме без распределения НДС между подтвержденным и неподтвержденным экспортом.
Общество при расчете сумм налога руководствовалось Положением по учетной политике для целей налогообложения по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость (далее - Положение), утвержденным приказом генерального директора от 30.12.2003 и вступившим в силу с 01.01.2004. Согласно Положению Общество правомерно указало в налоговой декларации по налогу за июнь 2004 года суммы налоговых вычетов, подтвержденных в установленном порядке. Данное положение не содержит указаний на необходимость распределения НДС, уплаченного поставщикам (кроме лома) и подрядчикам за оказанные услуги (по приобретенным основным средствам, оплаченным на таможне, и по строительству) пропорционально размеру подтвержденного экспорта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал решение инспекции об отказе Обществу в возмещении из бюджета 745 756 руб. 33 коп. НДС за июнь 2004 года недействительным и обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возмещения налога из бюджета.
Доводы Инспекции, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судом, однако в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ переоценка доказательств, уже исследованных судом нижестоящей инстанции, не входит в полномочия кассационной инстанции.
Таким образом, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятый по делу судебный акт в данной части считает законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком поставщикам приобретенных на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг (статья 171 НК РФ), в отношении экспортированных товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ) подлежат возмещению налоговым органом из бюджета не позднее трех месяцев, считая со дня представления отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации по экспортным операциям и документов, перечисленных в статье 165 НК РФ. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В абзаце десятом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано, что не позднее последнего дня указанного трехмесячного срока налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если такое решение не п
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.