Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 сентября 2005 г. N А56-50583/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Малышевой Н.Н., при участии от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Выборгскому району Ленинградской области Белякова А.С. (доверенность от 27.07.2005 N 4342),
рассмотрев 14.09.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2005 по делу N А56-50583/04 (судья Ермишкина Л.П.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Выборгскому району Ленинградской области (далее - Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Федотова Сергея Геннадьевича (далее - Предприниматель) 1800 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере за 2003 год, а также 183 руб. 24 коп. пеней за нарушение сроков уплаты названных платежей.
Решением суда первой инстанции от 23.05.2005 в удовлетворении заявленных Управлением фонда требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление фонда просит отменить решение суда и удовлетворить требования заявителя, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, в соответствии с действующим законодательством фиксированный платеж в минимальном размере на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии должен уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями, независимо от того, имеют ли они доходы от предпринимательской деятельности и осуществляется ли ими фактически эта деятельность.
Индивидуальный предприниматель Федотов Сергей Геннадьевич о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако в суд не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела усматривается, что Федотов Сергей Геннадьевич в 2001 году зарегистрирован Выборгским территориальным отделением Ленинградской областной регистрационной палаты в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, о чем ему выдано свидетельство от 10.04.2001 серия ЛО-002 N 5451 (лист дела 9).
В связи с неуплатой Предпринимателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2003 год Управление фонда направило плательщику требование от 22.07.2004 N 467 об уплате в срок до 05.08.2004 недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в сумме 1800 руб., а также 183 руб. 24 коп. пеней, начисленных за нарушение сроков уплаты страховых взносов. Предприниматель в установленный срок требование не исполнил.
Поскольку взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке, Управление фонда обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал во взыскании задолженности по страховым взносам и пеней, указав на то, что в период с 18.12.2001 по 19.12.2003 Федотов Сергей Геннадьевич проходил военную службу по призыву, в связи с чем предпринимательской деятельностью не занимался и дохода от нее не имел. Поэтому правовые основания для взыскания с Предпринимателя страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2003 год отсутствуют.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Управления фонда.
Пунктами 1-3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлена обязанность индивидуальных предпринимателей уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа и определен его минимальный размер, обязательный для уплаты, который составляет 150 рублей в месяц (100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии).
По буквальному смыслу данных нормативных положений, фиксированный платеж в указанном размере на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии должен уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями, независимо от того, имеют ли они доходы от предпринимательской деятельности и осуществляется ли ими фактически эта деятельность.
Между тем, как указал Конституционный Суд в определениях от 12.04.2005 N 164-О, N 165-О, от 12.05.2005 N 182-О и N 183-О, конституционно-правовой смысл этих положений не может быть выявлен без учета их взаимосвязи с иными положениями Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и места в системе действующего пенсионного законодательства.
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ), вступивший в законную силу с 1 января 2002 года, устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.
В Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" определен круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. К этим лицам отнесены также лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальные предприниматели. Индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать за себя в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7, пункт 2 статьи 14).
Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж застрахованного лица, под которым, согласно статье 2 Закона N 173-ФЗ, понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Следовательно, пенсионный страховой стаж, наличие которого является одним из условий назначения застрахованному лицу трудовой пенсии, может состоять не только из периодов работы и (или) иной, в том числе предпринимательской, деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, - в него могут быть зачтены и отдельные периоды, когда соответствующая деятельность не осуществлялась и страховые взносы не уплачивались (так называемые нестраховые периоды).
Иные, т.е. нестраховые, периоды, которые подлежат зачету в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, перечислены в статье 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из подпункта 1 пункта 1 статьи 11 названного Федерального закона следует, что в страховой стаж засчитывается период прохождения военной службы по призыву.
Согласно статье 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что прохождение военной службы осуществляется, в том числе гражданами Российской Федерации - по призыву и в добровольном порядке (по контракту).
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено, что Предприниматель в период с 18.12.2001 по 19.12.2003 проходил военную службу по призыву.
Из содержания статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что правило о зачете в страховой стаж периода прохождения военной службы по призыву и условия такого зачета распространяются на всех лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Исключений для лиц, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, названным Федеральным законом не установлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в состав доходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации включаются средства федерального бюджета, выделяемые на возмещение уплаты страховых взносов за период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом. Порядок возмещения указанных средств определяется федеральным законом.
Федеральным законом от 21.03.2005 N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву" в целях реализации статьи 17 Закона N 167-ФЗ установлен порядок выделения Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета на возмещение уплаты страховых взносов за период прохождения военной службы по призыву, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также порядок расчета объема этих средств. Согласно статье 3 названного Закона сумма средств федерального бюджета, выделяемых на возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации за каждое застрахованное лицо, включается в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, из которого исчисляется страховая часть трудовой пенсии.
Федеральным законом от 21 марта 2005 года N 18-ФЗ также не предусмотрено специальных норм и условий возмещения применительно к индивидуальным предпринимателям.
Учитывая изложенное, правовые основания для взыскания с Федотова Сергея Геннадьевича недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере за 2003 год, когда он проходил военную службу по призыву, отсутствуют.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.05.2005 N 182-О, также следует, что нормативные положения пунктов 1-3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции от 29 мая 2002 года) во взаимосвязи с положениями его статьи 17, а также статей 2, 3, 10 и 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя страховых взносов в виде фиксированного платежа за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с прохождением военной службы по призыву.
При названных обстоятельствах жалоба Управления фонда подлежит отклонению.
Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2005 по делу N А56-50583/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 сентября 2005 г. N А56-50583/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника