Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 марта 1998 г. N 02-04/182
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Нефедовой О.Ю.,
судей Корпусовой О.А. и Почечуева И.П.,
при участии в заседании представителей истца - Сенкевич М.В. ( доверенность от 26.12.97 N 702), Пановой Н.Н. ( доверенность от 20.01.98 N 58), ответчика - Буги Н.Г. ( доверенность от 04.03.97 N 11-06/55),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Петрозаводского городского потребительского общества на решение Высшего Арбитражного Суда Республики Карелия от 22.12.97 по делу N 02-04/182 (судья Морозова Н.А.),
установил:
Петрозаводское городское потребительское общество ( далее - Петрозаводское ГОРПО) обратилось в Высший Арбитражный Суд Республики Карелия с иском к Государственной налоговой инспекции по городу Петрозаводску о возврате из бюджета списанных в безакцептном порядке денежных средств по инкассовому распоряжению, от 12.11.97, в том числе: 35 661 900 рублей налога с продаж на винно-водочные изделия за сентябрь 1997 года, 2 353 685 рублей пеней за несвоевременную уплату налога, 5 415 000 рублей штрафа за несвоевременное представление расчета по налогу с продаж за сентябрь 1997 года. В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что Закон Республики Карелия "О налоге с продаж на винно-водочные изделия" принят в нарушение Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Решением от 22.12.97 исковые требования удовлетворены в части возврата из бюджета пеней за несвоевременную уплату налога и штрафа за несвоевременные расчеты по налогу с продаж за сентябрь 1997 года. В остальной части иска отказано. При этом суд исходил из того, что Закон Республики Карелия "О налоге с продаж на винно-водочные изделия" был признан не соответствующим Конституции Республики Карелия постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 27.11.97 и только с указанной даты отсутствует обязанность уплачивать налог. Кроме того, суд указал, что возложение ответственности за нарушение закона, признанного неконституционным, неправомерно.
В апелляционном порядке решение не пересматривалось.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебный акт по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 76 Конституции Российской Федерации в случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон.
Закон Республики Карелия "О налоге с продаж на винно-водочные изделия противоречит Закону Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Следовательно, подлежит применению Федеральный закон и налог с продаж винно-водочных изделий на территории Республики Карелия взиматься не должен.
Постановление Конституционного Суда Республики Карелия не препятствует применению норм федерального законодательства.
Вывод суда о том, что взыскание налога не причинило истцу никакого ущерба, не соответствует действительности. Согласно первичным документам и расчету по налогу с продаж за сентябрь 1997 года, представленному в налоговую инспекцию, стоимость продукции по цене приобретения составляет 225,7 млн.рублей, по продажной цене ( без налога с продаж) - 319,5 млн.рублей. Прочерки в графах 6 и 7 свидетельств уют о том, что налог с продаж не применялся.
Разница в сумме 93,8 млн.рублей - это торговая надбавка, которая предельными размерами не ограничивается. С полученного дохода истец оплатил налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и местные налоги.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ответчика с кассационной жалобой не согласился и просил оставить в силе решение суда.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции считает, что решение подлежит отмене в части отказа в возврате истцу уплаченной суммы налога с продаж на винно-водочные изделия за сентябрь 1997 года в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Налог с продаж на винно-водочные изделия был установлен Законом Республики Карелия.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации (подпункт "и" пункта 1) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. К субъектам Российской Федерации согласно статье 65 Конституции Российской Федерации относятся республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург.
Статьей 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Как следует из содержания данной статьи, Конституция Российской Федерации не препятствует субъектам Российской Федерации до издания федеральных законов осуществлять собственное правовое регулирование по предметам их совместного с Российской Федерацией ведения, включая установление общих принципов налогообложения и сборов с тем, однако, чтобы принятый акт субъекта не противоречил федеральному закону. В случае возникновения такого противоречия действует федеральный закон.
Таким образом, для субъектов Российской Федерации не исключается возможность установления собственных налогов и сборов, но лишь в пределах, определенных Конституцией Российской Федерации. Поэтому при введении собственных налогов и сборов субъекты Российской Федерации должны исходить из статьи 75 ( часть третья) Конституции Российской Федерации, согласно которой система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Из этой статьи также следует, что субъекты Российской Федерации не вправе определять налоговые изъятия произвольно, в нарушение принципов, закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом ( налогообложение всегда означает определенные ограничения права собственности, закрепленного статьей 55 Конституции Российской Федерации). В связи с этим на законы субъекты Российской Федерации о налогах и сборах в полной мере распространяется положение статьи 55 ( часть 3) Конституции Российской Федерации о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом лишь в той мере, в какой это соответствует определенным конституционно значимым целям.
Установление налогов и сборов при отсутствии каких-либо ограничении противоречило бы провозглашенным в статье 7 Конституции Российской Федерации целям социального государства.
Недопустимость введения законами субъектов Российской Федерации произвольных налоговых изъятий вытекает также из принципа единой финансовой, в том числе налоговой, политики, закрепленного статьей 114 (пункт "б" часть первая) Конституции Российской Федерации.
Общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации установлены Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", который в соответствии с пунктом 2 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации подлежат применению в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Статьи 19-21 названного Закона содержат перечень всех видов налогов и сборов, которые могут взиматься на территории Российской Федерации. Это касается налогов ( сборов) всех уровней, то есть федеральных налогов, налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов.
В силу положений статьи 18 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации. Это дает возможность дополнения перечня налогов, содержащегося в Законе Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", но только законодательными актами Российской Федерации. Налоги, взимаемые не на основе закона, принятого в соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации, не могут считаться "законно установленными" ( статья 57 Конституции Российской Федерации).
Введение на подведомственных территориях каких-либо налогов в соответствующий бюджет, не входящих в перечень, установленный статьями 20-21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", означает превышение соответствующим органом государственной власти своих полномочий в области налоговых отношений.
Налог с продаж винно-водочных изделий в статьях 20-21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" не указан.
Федеральный закон Российской Федерации, принятый согласно требованиям статьи 76 Конституции Российской Федерации, о введении дополнительного налога - налога с продаж винно-водочных изделий - налоговой инспекцией не представлен.
С учетом вышеизложенного суд не должен был применять Закон Республики Карелия "О налоге с продаж винно-водочных изделий" как изданный с превышением установленных законом полномочий и не соответствующий вышеперечисленным нормам Конституции Российской Федерации и Федерального закона. Следовательно, налог с продаж винно-водочных изделий за сентябрь 1997 года, перечисленный Петрозаводским ГОРПО в бюджет Республики Карелия, подлежит возврату. В остальной части решение обоснованно и законно.
Руководствуясь статьей 174, пунктом 2 статьи 175, статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Высшего Арбитражного Суда Республики Карелия от 22.12.97 по делу N 02-04/182 отменить в части отказа в возврате из бюджета 35 661 900 рублей налога.
Возвратить из бюджета Республики Карелия Петрозаводскому ГОРПО 35 661 рубль 90 копеек ( в новом масштабе цен) налога с продаж на винно-водочные изделия за сентябрь 1997 года. В остальной части решение оставить без изменения.
Возвратить Петрозаводскому ГОРПО из федерального бюджета 1 508 рублей 38 копеек госпошлины ( в новом масштабе цен).
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
И.П. Почечуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 1998 г. N 02-04/182
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника