Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 сентября 2005 г. N А05-4312/05-29
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Клириковой Т.В. и Корпусовой О.А.,
рассмотрев 22.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.06.2005 по делу N А05-4312/05-29 (судья Никитин С.Н.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Реквием" (далее - Общество) 7 092 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда первой инстанции от 06.06.2005 Инспекции отказано в удовлетворении требований.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 06.06.2004 и взыскать с Общества 7 092 руб. штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС), ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Стороны, извещенные о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку деклараций Общества по НДС за первый, второй и третий кварталы 2004 года. Результаты проверки отражены в акте проверки от 23.12.2004 N 13-23/506.
По мнению Инспекции, заявителем нарушены положения подпунктов 2 и 8 пункта 2 статьи 149 НК РФ, согласно которым он обязан включить в налогооблагаемую базу стоимость услуг по хранению не востребованных родственниками либо неопознанных тел усопших, поскольку эти услуги не относятся к ритуальным и им не присвоен код Общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства для оказания ритуальных услуг.
На основании материалов проверки налоговый орган принял решение от 16.02.2005 N 13-23/791 о привлечении заявителя к ответственности в виде взыскания 7 092 руб. штрафа за неуплату НДС, а также о взыскании с него 35 462 руб. налога. Одновременно Обществу направлено требование N 13-23/390 о добровольной уплате 7 092 руб. штрафа в двухнедельный срок с момента получения требования.
В связи с неисполнением налогоплательщиком требования об уплате 7 092 руб. штрафа, Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о его взыскании в принудительном порядке.
По мнению кассационной инстанции, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для отказа заявителю в праве на использование льготы по НДС.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 149 НК РФ от обложения НДС освобождается реализация на территории Российской Федерации ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей (по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации).
При этом в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах не дано определение понятия "ритуальные услуги".
Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Вопросы, связанные с погребением и похоронным делом, регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", согласно которому погребение - это обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Кроме того, статьей 12 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.
По мнению Инспекции, перечень ритуальных услуг, оказываемых населению, приведен в подгруппе "Ритуальные услуги" (код 019500) Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 (далее - ОКУН), утвержденного постановлением Государственного комитета России по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Госстандарт России) от 28.06.93 N 163.
Учитывая определение, данное в ОКУН, налоговый орган классифицировал как ритуальные только услуги по захоронению (кремации) тела (останков) человека после смерти - коды 019505 "Услуги по захоронению" и 019506 "Услуги крематориев".
Услуги по хранению тела усопшего до погребения специализированными организациями, ОКУН не предусмотрены, следовательно, их реализация, по мнению налогового органа, подлежит обложению НДС.
Вместе с тем в соответствии с Приложением N 1 к Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N П-1 (ОКВЭД) "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг по видам экономической деятельности", утвержденной постановлением Госкомстата России от 24.01.2003 N 30 (в редакции от 12.03.2004), код 93.03 "Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг" присваивается услугам по захоронению и кремации трупов людей и животных и связанной с этим деятельности: подготовка к захоронению или кремации, бальзамирование и услуги, предоставляемые похоронным бюро, другие услуги по подготовке к захоронению или кремации усопших и т.п.
Таким образом, с учетом положений пункта 7 статьи 3 и статьи 11 НК РФ суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что Обществом оказываются услуги, освобожденные от обложения НДС на основании подпункта 8 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Подлежит отклонению и довод Инспекции о необходимости присвоения оказываемым Обществом услугам соответствующего кода экономической деятельности.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, используется при решении следующих основных задач, связанных с:
- классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации;
- определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов;
- разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;
- осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов;
- подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне;
- кодированием информации о видах экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, едином государственном регистре предприятий и организаций, других информационных регистрах;
- обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.
Таким образом, довод Инспекции о невозможности использования заявителем льготы по ритуальным услугам в связи с тем, что оказываемым Обществом услугам не присвоен код ОКУН и им не предприняты действия по получению кода, подлежит отклонению, поскольку налоговое законодательство не связывает факт наличия или отсутствия кода ОКУН с правом на использование льготы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.06.2005 по делу N А05-4312/05-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 сентября 2005 г. N А05-4312/05-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника