Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 сентября 2005 г. N А56-48986/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Кочеровой Л.И., Кузнецовой Н.Г., рассмотрев 20.09.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.05 (судья Масенкова И.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.05 (судьи Згурская М.Л., Зайцева Е.К., Черемошкина В.В.) по делу N А56-48986/04,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Аврора Северо-Запад" (далее - общество) 1 527 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленным на выплату страховой части трудовой пенсии.
Решением суда от 21.03.05, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.07.05, Управлению фонда отказано в удовлетворении заявленного требования.
В кассационной жалобе Управление фонда просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленное требование. Податель жалобы считает, что поскольку статьей 25 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) не установлен срок взыскания недоимки по страховым взносам, то к данным правоотношениям следует применять положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сроке исковой давности. В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности три года. По мнению подателя жалобы, пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не может быть применен в рассматриваемом случае, так как относится к взысканию налога (сбора), а не страховых взносов, и только с налогоплательщиков - физических лиц.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Общество 31.03.03 представило в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 год. При проверке декларации выявлена неуплата 1 527 руб. страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии. Данное обстоятельство и послужило основанием для направления Управлением фонда обществу требования от 19.10.04 N 139 об уплате в срок до 05.11.04 задолженности по страховым взносам, которое ответчиком не исполнено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам и пеням осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации в судебном порядке, поэтому Управление фонда обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества задолженности по страховым взносам за 2002 год.
Суды первой и апелляционной инстанций отклонили требования Управления фонда, со ссылкой на пропуск Управлением фонда срока давности взыскания страховых взносов, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Управления фонда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Порядок и сроки уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлены статьями 23 и 24 Закона N 167-ФЗ.
В статье 2 Закона N 167-ФЗ указано, что правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона N 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. Порядок взыскания недоимки и пеней, а также сроки обращения в суд с заявлением об их взыскании названным Законом не установлены.
Следовательно, с учетом положений статьи 2 Закона N 167-ФЗ при взыскании задолженности по страховым взносам и пеней подлежат применению соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок и сроки взыскания недоимок и пеней.
Как указано в пункте 1 статьи 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов является основанием для направления страхователю требования об уплате задолженности по страховым взносам.
Такое требование должно быть направлено не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты взноса (статья 70 НК РФ).
Взыскание в судебном порядке недоимок с юридических лиц предусмотрено статьей 46 НК РФ, однако пунктом 3 статьи 46 НК РФ не определен срок обращения в суд с таким заявлением.
В то же время статьей 48 НК РФ (пункт 3) установлен срок подачи в суд заявления о взыскании задолженности с физических лиц - шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности, которое должно быть выставлено в сроки, предусмотренные статьей 70 НК РФ. Указанный шестимесячный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований взыскателя.
Поэтому при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц следует исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам и руководствоваться соответствующим положением этого пункта. На это же указано и в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" и пункте 6 Письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.03 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
При этом шестимесячный срок обращения в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, в отношении предъявленных к юридическим лицам требований о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (принимается во внимание только судебный порядок ее взыскания, на что указано в пункте 2 статьи 25 Закона N 167-ФЗ), исчисляется после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности, которое должно быть выставлено в сроки, предусмотренные статьей 70 НК РФ.
Таким образом, при определении предельного срока обращения в суд с заявлением о взыскании с юридического лица недоимки по страховым взносам суммируются трехмесячный срок, установленный статьей 70 НК РФ; срок добровольного исполнения обязанности по уплате задолженности, указанный в требовании; шестимесячный срок, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ.
Началом течения предельного срока обращения в арбитражный суд, исчисленного путем сложения названных сроков, является день, следующий за установленным Законом N 167-ФЗ сроком уплаты страховых платежей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ страховые взносы по итогам расчетного периода (2002 года) подлежат уплате не позднее 15.04.03. Следовательно, течение срока направления требования об уплате задолженности по страховым взносам за 2002 год начинается с 16.04.03.
Материалами дела подтверждается, что Управление фонда направило страхователю требование об уплате задолженности по страховым взносам за 2002 год только 19.10.04, то есть за пределами установленного статьей 70 НК РФ трехмесячного срока, который истек 16.07.03. В требовании указан 14-дневный срок для самостоятельной уплаты обществом задолженности (до 05.11.04).
Нарушение Управлением фонда установленного пунктом 1 статьи 70 НК РФ срока само по себе не является основанием для отказа во взыскании имеющейся у страхователя задолженности по страховым взносам. В то же время названный срок учитывается при исчислении общего (предельного) срока обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о взыскании с плательщика задолженности по обязательным платежам.
Поскольку в направленном Управлением фонда требовании страхователю предоставлено 14 дней для самостоятельной уплаты задолженности по страховым взносам, течение шестимесячного срока обращения в арбитражный суд начинается с 31.07.03 (то есть по истечении 14 дней, указанных в требовании, которое должно быть выставлено в пределах установленного статьей 70 НК РФ трехмесячного срока), а заканчивается 31.01.04.
Заявление о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 год подано Управлением фонда в арбитражный суд 25.11.04, то есть по истечении совокупности сроков, установленных пунктом 1 статьи 70 и пунктом 3 статьи 48 НК РФ.
При таких обстоятельствах следует признать правомерным отказ судов первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявленного требования в связи с пропуском Управлением фонда установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ пресекательного, то есть не подлежащего восстановлению, срока.
Кассационная инстанция считает, что судом апелляционной инстанции обоснованно отклонены ссылки Управления фонда на отсутствие правовых оснований для применения норм статей 70 и 48 НК РФ при взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на необходимость исчисления срока давности взыскания задолженности по страховым взносам в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона от 15.12.01 N 167-ФЗ этот Закон устанавливает основы регулирования государственного обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
В статье 2 Закона N 167-ФЗ указано, что правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.
Согласно статье 25 Закона N 167-ФЗ контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Вместе с тем взыскание недоимки по страховым взносам и пеней возложено на органы Пенсионного фонда Российской Федерации, причем они взыскиваются только в судебном порядке.
Следовательно, с учетом положений названных норм при взыскании задолженности по страховым взносам и пеней подлежат применению соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок и сроки взыскания недоимок и пеней, а не нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы Управления фонда об отсутствии возможности своевременно направить страхователям требование о взыскании задолженности по страховым взносам и обратиться в суд с заявлением о ее взыскании отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку срок обращения в суд с заявлением о взыскании недоимок, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению независимо от причин его пропуска. Кроме того, нормами действующего законодательства подтверждается наличие у органов Пенсионного фонда Российской Федерации возможности своевременно направлять в суд заявления о взыскании со страхователей задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Согласно статьям 8 и 11 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации один раз в год, но не позднее 1 марта, сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, страховом стаже, об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, там же указываются фамилия, имя и отчество застрахованных лиц, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Дополнительно к названным сведениям страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц. Сведения представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений статьей 17 названного Федерального закона установлена ответственность страхователей - взыскание штрафа в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В Законе N 167-ФЗ (статья 24) также указано, что страхователи обязаны представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Помимо названных сведений согласно пункту 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ на страхователей возложена обязанность представить страховщику по окончании расчетного периода расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщику предоставлено право проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Страховщик вправе получать у налоговых органов необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования информацию о страхователях и застрахованных лицах, включая налоговую декларацию, и иные сведения, составляющие налоговую тайну.
Согласно пункту 2.6 Порядка обмена информацией между налоговыми органами и органами Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденного Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации от 04.02.02 N БГ-15-05/65, МЗ-16-25/1043, при наличии запроса налоговые органы обеспечивают передачу органам Пенсионного фонда Российской Федерации копий деклараций по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации с отметкой налогового органа в 10-дневный срок с даты получения запроса.
Следовательно, Управление фонда имело возможность своевременно получить сведения о неуплате страховых взносов в установленный срок и принять меры к их взысканию в судебном порядке.
Вопросы, связанные с определением органа, обязанного направлять требование об уплате задолженности по страховым взносам, органам Пенсионного фонда Российской Федерации следовало самостоятельно урегулировать с налоговыми органами, осуществлявшими в силу положений статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, чтобы не утратить право на взыскание со страхователей страховых взносов, которые они обязаны уплатить.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы Управления фонда и отмены, принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.05 по делу N А56-48986/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 сентября 2005 г. N А56-48986/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника