Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 сентября 2005 г. N А42-14516/04-12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Малышевой Н.Н., Хохлова Д.В.,
рассмотрев 20.09.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.03.05 (судья Каширская С.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.05 (судьи Протас Н.И., Шестакова М.А., Шульга Л.А.) по делу N А42-14516/04-12,
установил:
Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с администрации муниципального образования города Апатиты (далее - администрация) 452 520 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.01 по 31.12.03, 150 876 руб. пеней - за нарушение срока уплаты страховых взносов (с учетом уточнения предмета спора).
Решением суда от 14.03.05 заявленные требования удовлетворены в части. С администрации взыскано 49 134 руб. пеней. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.05 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение.
Стороны о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, фондом проведена проверка администрации по вопросу своевременности и полноты перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.01 по 31.12.03 в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
По результатам проверки составлен акт от 27.07.04 N 14 и принято решение о взыскании с администрации 517 131 руб., в том числе 452 520 руб. недоимки и 64 611 руб. пеней.
На основании указанного решения фонд направил администрации требование от 09.09.04 N 14 об уплате недоимки по страховым взносам и пеней.
Поскольку требование в установленный срок не исполнено, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в части взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пеней за просрочку уплаты страховых взносов, суды обеих инстанций исходили из того, что администрацией исполнена обязанность по перечислению страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в период с 2001 по 2003 год в полном объеме с учетом условий заключенного договора, численности застрахованных лиц и размера страхового взноса за каждого застрахованного, а также и соответствующих ассигнований, предусмотренных в бюджете администрации.
За период с 01.01.01 по 31.12.03 сумма страховых взносов, утвержденная в бюджете на обязательное медицинское страхование неработающего населения - 81 582 000 руб., перечислена администрацией в полном объеме, в связи с чем недоимка у последней отсутствует.
Вместе с тем ввиду несвоевременного перечисления части страховых взносов суд удовлетворил заявленное требование в части взыскания с ответчика 49 134 руб. пеней.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1) страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местная администрация.
В силу статьи 17 названного закона платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен. При недостатке средств местного бюджета страховые взносы датируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом Министров Российской Федерации.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.03 N 131-О указано: "Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2). К числу конституционно защищаемых ценностей относится и право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством; при этом медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (статья 41, часть 1 Конституции Российской Федерации)".
Из названных конституционных положений во взаимосвязи с положениями статьи 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, следует, что защита права на охрану здоровья и медицинскую помощь является обязанностью не только органов государственной власти на уровне Российской Федерации и ее субъектов, но и органов местного самоуправления.
В порядке реализации этого конституционного требования Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, в том числе содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения (статьи 1 и 6).
Таким образом, органы местного самоуправления не освобождаются от обязанности принимать участие в обеспечении охраны здоровья населения муниципального образования, в том числе путем уплаты соответствующих страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования за неработающее население.
В соответствии с пунктом 2 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, применяются в части, ей не противоречащей.
Из этого следует, что осуществление органами местного самоуправления платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения, предусмотренное положениями статьи 17 Закона N 1499-1, по смыслу статей 12 и 132 Конституции Российской Федерации как не относящееся к самостоятельным полномочиям местного самоуправления обеспечивается в порядке реализации отдельных государственных полномочий, т.е. с передачей органами государственной власти необходимых для их осуществления финансовых средств.
В статье 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" установлено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
В соответствии со статьей 22 Закона N 1499-1 базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации. На основе базовой программы органы государственного управления, в том числе и областей, утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования, в которых объем и условия оказания медицинской помощи не могут быть ниже установленных в базовой программе.
Законом Мурманской области от 27.12.99 N 174-01-ЗМО "О порядке обязательного медицинского страхования неработающего населения Мурманской области" (далее Закон N 174-01-ЗМО) установлено, что финансовые средства (платежи) на обязательное медицинское страхование неработающего населения Мурманской области определяются исходя из объемов бесплатной медицинской помощи и стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи. Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежегодно утверждается Законом Мурманской области о бюджете Фонда на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и предусматривается в разделе "Здравоохранение" функциональной классификации расходов местных бюджетов. Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежегодно формируется и утверждается Правительством Мурманской области до принятия законов об областном бюджете и бюджете Фонда на очередной финансовый год. Численность неработающего населения Мурманской области устанавливается один раз в год по согласованию Фонда со страхователями при подготовке проектов законов Мурманской области об областном бюджете и бюджете Фонда на очередной финансовый год.
Суд, проанализировав названные нормы, сделал правильный вывод о том, что определение объема финансирования при принятии территориальной программы производится исходя из среднесписочной численности населения на очередной год, фактическая численность неработающего населения и, соответственно, сумма страховых взносов по территориальной программе помесячно определялась сторонами на основании договора фонда и администрации.
В соответствии со статьей 4 Закона N 1499-1 медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 4 Закона N 174-01-ЗМО также предусмотрено заключение договора между местными администрациями и фондом.
Как следует из материалов дела, между фондом (страховщик) и администрацией (страхователь) был заключен договор об обязательном медицинском страховании неработающих граждан от 10.01.94, согласно которому администрация приняла на себя обязательство организовать и финансировать предоставление гражданам, включенным в списки застрахованных, медицинской помощи в определенном объеме.
Согласно пункту 2 части 1 названного договора объем медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с договором, определяется утвержденной территориальной программой обязательного медицинского страхования Мурманской области. Указанная программа и согласованный перечень медицинских учреждений оказывающих предусмотренные программой услуги, являются неотъемлемой частью договора.
В силу пункта 3 части 1 договора страхователь принял на себя обязательства по осуществлению платежей в соответствии с Положением и Инструкцией о порядке взимания и учета страховых платежей на обязательное медицинское страхование утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018 (далее - Инструкция).
Согласно пунктам 3, 5, 7 Положения и пунктам 13, 20 Инструкции платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляются ежемесячно, не позднее 25-го числа, в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах. По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов (платежей) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней.
Отсюда следует, что размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, подлежащих уплате, предусматривается в соответствующих бюджетах с учетом численности застрахованных и размера страхового взноса на каждого застрахованного, предусмотренных договором.
Материалами дела подтверждается и судом первой инстанции установлено, что в 2001-2003 годах в соответствии с утвержденными ежегодными бюджетами администрации общая сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, подлежащая перечислению, составила 81 582 000 руб., фактически администрацией данная сумма перечислена.
Фонд не представил доказательств обоснованности доначисления страховых взносов как недоимки ни по размеру, ни по праву.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судами обеих инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права и сделан обоснованный вывод об исполнении администрацией обязанности по перечислению страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в период с 2001 по 2003 год в соответствии с территориальной программой исходя из фактического количества застрахованного неработающего населения.
Доводы кассационной жалобы фонда в части взыскания недоимки сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, однако в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов и правильность применения норм материального и процессуального права. Исследование и переоценка доказательств, уже исследованных судами нижестоящих инстанций, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поэтому судебные акты в части отказа во взыскании недоимки и пеней являются обоснованными.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.03.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.05 по делу N А42-14516/04-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 сентября 2005 г. N А42-14516/04-12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника