Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 июня 1998 г. N А13-4337/97-05
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Ломакина С.А., судей Кочеровой Л.И., Бухарцева С.Н.,
при участии от акционерного общества открытого типа "Чековый инвестиционный фонд социальной защиты "Социум" Файзова П.М. (доверенность от 05.06.98 без номера), от Государственной налоговой инспекции по Вологодской области Орийчук Л.В. (доверенность от 20.01.98 N 11) и Назарова С.И. (доверенность от 14.05.98 без номера),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества открытого типа "Чековый инвестиционный фонд социальной защиты "Социум" на решение от 12.02.98 (судьи Маганова Т.В., Пестерева О.Ю., Козлова С.В.) и постановление апелляционной инстанции от 03.04.98 (судьи Осокина Н.Н., Богатырева В.А., Чельцова Н.С.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-4337/97-05,
установил:
Акционерное общество открытого типа "Чековый инвестиционный фонд социальной защиты "Социум" (далее-фонд) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Государственной налоговой инспекции по Вологодской области о признании недействительным решения от 08.11.97 N 11-12 в части применения финансовых санкций.
Ответчик предъявил встречный иск о взыскании штрафных санкций за нарушение налогового законодательства в сумме 23 116 100 рублей (в старом масштабе цен) на основании оспариваемого решения.
Решением ответчика от 20.01.98 отменен пункт 1.2 решения от 08.11.97 N 11-12, пункт 1.3 изложен в редакции "Всего подлежит взысканию 72 488 400 рублей".
Решением арбитражного суда от 12.02.98 в иске АООТ "Чековый инвестиционный фонд социальной защиты "Социум" отказано. Встречный иск удовлетворен, с фонда взысканы финансовые санкции в виде штрафа в размере 100 % суммы заниженного налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 23 001 рублей 80 коп.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.04.98 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новое решение и удовлетворить исковые требования фонда, указывая, что судебные инстанции неправильно применили норму материального права - пункт 4 письма Минфина Российской Федерации от 10.12.93 N 145 "Об отдельных вопросах бухгалтерского учета и отчетности в инвестиционных фондах в 1993 году".
В отзыве на кассационную жалобу ответчик просит оставить без изменения судебные акты, поскольку судебными инстанциями не нарушены нормы материального и процессуального права.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее, выслушав стороны, проверил законность обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что ответчиком была проведена документальная проверка соблюдения налогового законодательства фондом за период 2 полугодия 1994 года, 1995-1996 годы и 9 месяцев 1997 года, о чем составлен акт от 14.11.97. В ходе проверки установлено, что в налогооблагаемую базу для расчета налога на пользователей автомобильных дорог не включен финансовый результат от реализации ценных бумаг и неоправданно включены полученные дивиденды и доход от долевого участия, что, по мнению ответчика, повлекло занижение базы, облагаемой налогом на пользователей автомобильных дорог, за 1995 год и 1996 год.
По результатам проверки ответчиком принято решение от 08.11.97 N 11-12 о взыскании доначисленных сумм налога и финансовых санкций.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Объектом обложения данным налогом является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), или разница между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности.
Пунктом 21.14 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 15.05.95 N 30 (с изменениями и дополнениями на 23.08.96) установлено, что при исчислении налога для инвестиционных институтов используется показатель выручки (валового дохода) от реализации продукции (работ, услуг), приведенный по строке 010 формы 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании" приложения к бухгалтерскому балансу.
Бухгалтерский учет и отчетность в инвестиционных фондах ведутся в соответствии с Временным положением, утвержденным совместным письмом Госкомимущества Российской Федерации от 25.05.93 N ДВ-2/3498 и Минфина Российской Федерации от 21.05.93 N 62.
В соответствии с пунктом 4 письма Минфина Российской Федерации от 10.12.93 N 145 при составлении бухгалтерской отчетности о финансовых результатах следует иметь в виду, что данные, показываемые в форме 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании" по статьям "Выручка от реализации продукции (работ, услуг) и затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг)", должны соответствовать данным третьего раздела Справки о стоимости чистых активов, показываемым соответственно по статьям "Финансовый результат от реализации активов инвестиционного фонда" и "Расходы, связанные с созданием и деятельностью инвестиционного фонда".
Судебные инстанции правомерно применили при рассмотрении спора данное письмо Минфина Российской Федерации, поскольку оно, согласно письму Минюста Российской Федерации от 05.02.96 N 07-02-82-96, в государственной регистрации не нуждается, так как носит нормативно-технический характер.
Как следует из материалов дела, данные, показанные в форме N 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании" по строке 010 "выручка от реализации продукции (работ, услуг)", не соответствуют данным третьего раздела Справки о стоимости чистых активов, строке 020 "финансовый результат от реализации активов инвестиционного фонда", что привело к занижению базы, облагаемой налогом на пользователей автомобильных дорог, за 1995-1996 годы.
Решение налогового органа о применении финансовых санкций к истцу является правомерным и основания для отмены принятых судебных актов отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 12.02.98 и постановление апелляционной инстанции от 03.04.98 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-4337/97-05 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
С.Н. Бухарцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 июня 1998 г. N А13-4337/97-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника