Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 сентября 2005 г. N А56-19776/04
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 декабря 2004 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Блиновой Л.В., Хохлова Д.В., при участии от государственного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 138" Овсянникова М.М. (доверенность от 01.05.2005), от Санкт-Петербургской таможни Екимовой Д.А. (доверенность от 22.12.2004 N 06-20/17739),
рассмотрев 19.09.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 138" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2005 (судья Королева Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2005 (судьи Шестакова М.А., Згурская М.Л., Шульга Л.А.) по делу N А56-19776/04,
установил:
Государственное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 138" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании требования Санкт-Петербургской таможни (далее - таможня) от 07.10.2003 N 0117/03/072 об уплате 210 877 руб. 44 коп. недоимки и 59 888 руб. 83 коп. пеней по таможенным платежам, а также решения таможни от 04.11.2003 N 0117 о взыскании 273 915 руб. 38 коп. таможенных платежей и пеней за их несвоевременную уплату.
Решением от 20.08.2004 (судья Протас Н.И.) заявление удовлетворено полностью. Суд признал оспариваемые требование и решение таможни недействительными.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.12.2004 решение суда отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и необходимостью установить все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора по существу.
Решением суда от 22.03.2005 в удовлетворении заявленных учреждением требований отказано полностью.
Постановлением апелляционного суда от 22.06.2005 решение от 22.03.2005 изменено. Заявление учреждения удовлетворено частично. Суд признал недействительными решение от 04.11.2003 N 0117 и требование от 07.10.2003 N 0117/03/072 таможни в части взыскания денежных средств, начисленных таможенных платежей и пеней по товару, ввезенному заявителем согласно грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10210120/190802/0006872. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить решение от 22.03.2005 полностью, а постановление от 22.06.2005 "по эпизоду утилизации гуманитарной помощи" и принять новый судебный акт. Податель жалобы указывает на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права - положений статей 29, 117 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года (далее - ТК РФ), а также Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.99 N 1335 (далее - постановление Правительства РФ N 1335). Податель жалобы считает неправомерным вывод судов о том, что "представленные им документы не подтверждают, что утилизированная одежда не была пригодна к употреблению и отсутствовала возможность ее использования в качестве гуманитарной помощи". Учреждение отрицает саму утилизацию гуманитарной помощи как акт, означающий ее нецелевое использование. По мнению подателя жалобы, утилизация товара означает утрату его потребительских свойств, когда использование товара по назначению невозможно. Кроме того, таможенное законодательство Российской Федерации не содержит норм, регулирующих получение разрешения на утилизацию условно выпущенного товара (гуманитарной помощи). В связи с этим податель жалобы не считает себя нарушившим обязанность обратиться в таможенный орган за разрешением на уничтожение части гуманитарной помощи, а следовательно, обязанным уплатить таможенные платежи и пени. Оспариваемые требование и решение таможни, по мнению подателя жалобы, являются необоснованными ещё и потому, что основой для исчисления таможенной пошлины, акцизов и таможенных сборов является таможенная стоимость товаров и транспортных средств, определяемая в соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" (статья 117 ТК РФ). Поскольку учреждение утилизировало товары, утратившие свои потребительские свойства, они не имели стоимости, то есть у таможни "отсутствовала база для начисления таможенных платежей".
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы жалобы, а представитель таможни отклонил их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, учреждение является некоммерческой организацией со статусом юридического лица (лист дела 11). В 2001 - 2002 годах заявитель оформил в таможне две грузовые таможенные декларации (далее - ГТД) N 03914/231001/0005140 и N 10210120/190802/0006872 на импортированные в его адрес товары как гуманитарную помощь в режиме "выпуск для свободного обращения" под условием их целевого использования (листы дела 37 - 38, 61 - 63).
В соответствии с постановлением Правительства РФ N 1335 товары прошли таможенное оформление в льготном порядке - без уплаты причитающихся таможенных платежей.
После выпуска товаров таможня провела проверку целевого использования полученной учреждением гуманитарной помощи применительно к статье 193 ТК РФ.
По факту проверки таможней составлен акт от 14.08.2003 N 10200000/14082003/00099 (листы дела 12-14).
В акте отражены обстоятельства, свидетельствующие о нецелевом использовании учреждением части гуманитарной помощи, а также позволяющие усомниться в принадлежности части прошедшего таможенное оформление груза к гуманитарной помощи.
Таможня установила, что часть гуманитарной помощи, поступившей по ГТД N 03914/231001/0005140, (880 кг), признана учреждением не годной к ношению (ветошью), не подлежащей распределению, о чем заявителем составлен акт списания гуманитарной помощи. Кроме того, таможня оценила все товары (1414 кг), оформленные по ГТД N 10210120/190802/0006872 как не являющиеся гуманитарной помощью и подлежащие обложению таможенными платежами на общих основаниях. При этом в акте таможня ссылается на выписку из протокола Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации, согласно которой гуманитарной помощью может считаться лишь "новый" товар (за исключением бывших в употреблении одежды, обуви и постельных принадлежностей).
В связи с этим таможней поставлен вопрос об уплате заявителем таможенных платежей.
По результатам проверки в адрес учреждения направлено требование таможни от 07.10.2003 N 0117/03/072 об уплате 210 877 руб. 44 коп. недоимки и 59 888 руб. 83 коп. пеней по таможенным платежам не позднее 17.10.2003. Требование обусловлено наличием у учреждения "задолженности по уплате таможенных платежей в соответствии с ГТД NN 10210120/190802/0006872 и 03914/231001/0005140" и обосновано по праву статьями 23 и 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также статьей 119 и разделом III TK РФ (лист дела 17).
В связи с неисполнением требования в установленный срок таможня приняла решение от 04.11.2003 N 0117 о взыскании с учреждения 273 915 руб. 38 коп. таможенных платежей и пеней за их несвоевременную уплату. В качестве правового обоснования в решении указаны статья 46 НК РФ и статья 124 ТК РФ.
В материалах дела имеются расчеты таможенных платежей и пеней (листы дела 18 - 22), размер которых заявителем не оспаривается.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает, что по делу подлежат применению следующие нормы материального права.
В силу статьи 29 ТК РФ условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование указанных товаров и транспортных средств в иных целях допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства Российской Федерации.
Распоряжение условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью первой статьи 29 ТК РФ.
Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.99 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (далее - Закон) гуманитарная помощь представляет собой вид безвозмездной помощи, предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи.
В соответствии со статьей 4 Закона контроль за целевым использованием безвозмездной помощи (содействия) ее получателем осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при обязательном участии в этом контроле соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае нецелевого использования безвозмездной помощи (содействия) ее получатель, использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам.
Соответствующий Порядок утвержден постановлением Правительства РФ N 1335. Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25.05.2000 N 429 утверждена Инструкция о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи (содействия), далее - Инструкция.
Налоговые и таможенные льготы предоставляются получателям гуманитарной помощи при наличии удостоверения, выдаваемого в установленном порядке Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации (далее - Комиссия). Такое удостоверение выдается на основании решения Комиссии, оформляемого в виде протокола, и подтверждает принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной помощи (пункты 6 и 7 Порядка).
При ввозе гуманитарной помощи на таможенную территорию Российской Федерации Государственный таможенный комитет Российской Федерации обеспечивает ее первоочередное оформление и применение упрощенных таможенных процедур, освобождает гуманитарную помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации от обложения налогами и от взимания сборов за таможенное оформление. Все органы и организации, получающие гуманитарную помощь, обязаны обеспечить учет, хранение и распределение товаров, относящихся к гуманитарной помощи. Контроль за целевым использованием гуманитарной помощи осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 10, 11, 14 Порядка).
При таможенном оформлении гуманитарной помощи ее получатель представляет соответствующие документы, в том числе письменное обращение с обязательством о целевом использовании товаров для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, а также план распределения гуманитарной помощи с указанием конечных получателей товаров (пункт 11 Инструкции).
Получатель гуманитарной помощи (содействия), использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, в случае нецелевого использования гуманитарной помощи (содействия) уплачивает в бюджеты всех уровней налоги и другие обязательные платежи, а также начисленные на них пени и штрафы по действующим ставкам. Взыскание налогов, платежей, пеней и штрафов осуществляется налоговыми и таможенными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 15 Порядка).
Из приведенных нормативных положений следует, что любые операции с товаром, кроме распределения среди нуждающихся граждан, должны согласовываться с таможенным органом. Льготы по уплате таможенных платежей предоставляются получателям гуманитарной помощи для оказания социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным группам населения. Любое иное использование товара, кроме распределения среди конечных получателей, свидетельствует о том, что социально значимые цели ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации не достигнуты. Следовательно, уничтожение получателем гуманитарной помощи без согласования с таможенным органом влечет возникновение у получателя гуманитарной помощи обязанности уплатить таможенные платежи.
Принимая обжалуемые решение и постановление, суды установили, что по ГТД N 03914/231001/0005140 часть гуманитарного груза весом 880 кг уничтожена (утилизирована) учреждением без разрешения таможенного органа (статья 29 ТК РФ). В связи с этим таможня правомерно начислила таможенные платежи и пени, соответствующие уничтоженной (утилизированной) части гуманитарной помощи. По делу доказан факт нецелевого использования части товара.
Суд кассационной инстанции считает, что в данном случае качественное состояние утилизированной учреждением одежды (пригодная либо не пригодная к употреблению) не имеет правового значения. Напротив, правовое значение придается использованию условно выпущенного товара (независимо от его качественного состояния) в иных целях (отличных от заявленных при его ввозе) без разрешения таможенного органа. В связи с этим соответствующие доводы жалобы подлежат отклонению.
Изменяя решение суда, суд апелляционной инстанции исходил из ошибочности вывода таможенного органа о том, что товар, ввезенный по ГТД N 10210120/190802/0006872, не является гуманитарной помощью. Таможня не доказала, что поступившая по этой ГТД одежда была в употреблении (б/у). Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции соответствует требованиям части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также положениям статьи 1 Закона и пункта 4 Порядка (в редакциях, относящихся к спорному периоду), устанавливающих перечень товаров, которые не могут относиться к гуманитарной помощи.
Довод учреждения об отсутствии в данном случае "базы" для начисления таможенных платежей нельзя признать состоятельным ввиду того, что по смыслу статей 117, 119 и 124 ТК РФ при определении основы для исчисления обязательных платежей следует руководствоваться сведениями о таможенной стоимости товаров, заявленной в ГТД. Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день, когда лицом были нарушены ограничения по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день принятия таможенным органом таможенной декларации на такие товары.
Расчет таможенных сборов, ввозной пошлины, налога на добавленную стоимость и пеней по ГТД N 03914/231001/0005140 (листы дела 20, 22) не противоречит приведенному толкованию закона.
Процессуальных оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2005 по делу N А56-19776/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 138" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 сентября 2005 г. N А56-19776/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника