Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 сентября 2005 г. N А56-37575/2004
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Асмыковича А.В., Никитушкиной Л.Л., при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга Уваровской Е.Б. (доверенность от 01.08.05 N 18/15554), от общества с ограниченной ответственностью "Бонус" Афанасьева К.Н. (доверенность от 11.03.05 N 9), рассмотрев 20.09.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.12.04 (судья Ульянова М.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.05 (судьи Зайцева Е.К., Протас Н.И., Тимошенко А.С.) по делу N А56-37575/2004,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Бонус" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга (в настоящее время Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга, далее - Инспекция) от 30.07.04 N 06/16548, а также об обязании Инспекции возместить из бюджета 2 624 887 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по декларации за апрель 2004 года путем возврата денежных средств на расчетный счет заявителя.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.12.04, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.05, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 31.12.04 и постановление от 20.06.05 и отказать Обществу в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Податель жалобы считает, что в соответствии со статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) вычеты по НДС производятся только на основании первичных документов, которые налогоплательщик в рамках камеральной проверки не представил, а следовательно, не подтвердил право на применение вычета. Направление Обществом первичных документов в суд не служит основанием для признания решения налогового органа недействительным.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества, считая их несостоятельными, просил оставить судебные акты без изменения.
Законность решения от 31.12.04 и постановления от 20.06.05 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Общество 17.05.04 представило в налоговый орган декларацию по НДС за апрель 2004 года, в которой заявил к возмещению 2 624 887 руб. НДС.
Инспекция 15.07.04 направила Обществу требование N 06/15412 о представлении документов, необходимых для проведения проверки и подтверждающих правомерность применения вычетов по НДС, которое исполнено организацией 23.07.04, что следует из штампа налогового органа о получении документов в количестве 717 листов.
Кроме того, 26.07.04 налогоплательщик представил в Инспекцию уточненную декларацию за апрель 2004 года и заявил к возмещению НДС в той же сумме, а 29.07.04 направил заявление о возврате налога на его расчетный счет.
По результатам камеральной проверки налоговый орган принял решение от 30.07.04 N 06/16548 о привлечении Общества к ответственности в виде взыскания 700 руб. и 11 919 руб. штрафов на основании пункта 1 статьи 126 и пункта 1 статьи 122 НК РФ соответственно. В пункте 2 решения Инспекция предложила налогоплательщику уплатить 2 684 481 руб. НДС, заявленного к вычету по декларации за апрель 2004 года, "в связи с отсутствием подтверждающих документов", а также начислила 1961 руб. пеней за несвоевременную уплату названного налога.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции установил, что Инспекция вынесла решение по итогам рассмотрения первоначально поданной декларации, без оценки и проверки измененной декларации и представленных Обществом по требованию налогового органа документов.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза или переработки вне таможенной территории.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Следовательно, для реализации предусмотренного пунктом 1 статьи 172 НК РФ права налогоплательщик должен иметь документы, подтверждающие понесенные им затраты по уплате НДС при приобретении товаров (работ, услуг) и принятие этих товаров (работ, услуг) на учет.
Статьей 87 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Согласно статье 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Такая обязанность налогоплательщика закреплена и в статье 23 НК РФ.
Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.
В силу пункта 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый не представленный документ.
Из материалов дела следует, что Общество до вынесения Инспекцией решения о привлечении его к ответственности представило в налоговый орган уточненную декларацию по НДС за апрель 2004 года и документы, указанные в требовании от 15.07.04 N 06/15412. Однако Инспекция не приняла названные документы к проверке, а решение вынесла по первоначальной декларации.
Апелляционный суд правомерно указал, что, поскольку требование о представлении документов направлено налоговым органом Обществу по почте, пятидневный срок для исполнения этого требования следует исчислять с учетом срока доставки корреспонденции. В связи с этим налогоплательщик своевременно направил в Инспекцию истребованные ею документы.
При таких обстоятельствах основания для применения ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ у налогового органа отсутствовали.
Инспекция неправомерно отказала Обществу и в праве на налоговые вычеты по НДС.
В данном случае судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что у Общества на момент применения налоговых вычетов имелись документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 172 НК РФ. Более того, эти документы представлены налогоплательщиком Инспекции до вынесения решения, однако не приняты ею во внимание со ссылкой на направление их с нарушением установленного требованием от 15.07.04 срока.
При рассмотрении дела налоговый орган не привел новых доводов, подтверждающих неправомерность применения Обществом налоговых вычетов, и не ссылался на несоблюдение налогоплательщиком требований налогового законодательства к содержанию документов, служащих основанием для применения таких вычетов.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.12.04 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.05 по делу N А56-37575/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г.Кирейкова |
Л.Л.Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 сентября 2005 г. N А56-37575/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника