Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 сентября 2005 г. N А44-1530/05-15
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Абакумовой И.Д., Михайловской Е.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области Пантелеева М.А. (доверенность от 21.03.2005 N 4408) и Глумовой И.А. (доверенность от 19.09.2005 N 04-01/20808),
рассмотрев 20.09.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 31.05.2005 по делу N А44-1530/05-15 (судья Пестунов О.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тхоместо Новгород" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлениями о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области (далее - Инспекция) от 25.01.2005 N 17-12/1675 и от 21.03.2005 N 17-12/169 в части отказа в возмещении предъявленных к вычету сумм налога на добавленную стоимость - 382 732 руб. за сентябрь и 231 937 руб. за ноябрь 2004 года.
Определением Арбитражного суда Новгородской области от 29.04.2005 дела N А44-1530/05-15 и N А44-1617/05-15 объединены в одно производство с присвоением делу общего номера N А44-1530/05-15.
Решением от 31.05.2005 суд удовлетворил заявления, установив, что Обществом выполнены требования статей 165 и 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятый по делу судебный акт и вынести новое решение. По мнению налогового органа, суд неверно применил нормы материального и процессуального права, а Общество неправомерно предъявило к вычету и возмещению оспариваемые суммы налога на добавленную стоимость, так как выставленные ему обществом с ограниченной ответственностью "Артрис" (далее - ООО "Артрис") счета-фактуры составлены с нарушением требований пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ - "подписаны лицами, не уполномоченными на совершение таких действий в установленном законодательством порядке", а указанный в них адрес продавца не соответствует действительности. Инспекция также полагает, что поскольку в ходе проверки не подтвержден факт уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость поставщиками Общества, "источник для возмещения налога на добавленную стоимость за счет надлежащего исполнения обязательств всеми участниками гражданско-правовых сделок не сформирован".
В судебном заседании представитель Инспекции подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
О времени и месте слушания дела Общество извещено, однако просило рассмотреть жалобу без его участия.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов, дела Инспекция провела камеральную проверку деклараций Общества по налогу на добавленную стоимость за сентябрь и за ноябрь 2004 года по ставке 0 процентов и документов, подтверждающих обоснованность применения этой ставки и налоговых вычетов, - 435 819 руб. за сентябрь и 546 540 руб. за ноябрь 2004 года. Решениями от 25.01.2005 N 17-12/1675 и от 21.03.2005 N 17-12/169 Инспекция отказала Обществу в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме - 382 732 руб. за сентябрь и 231 937 руб. за ноябрь 2004 года. При этом Инспекция не оспаривает соответствие представленных документов требованиям пункта 1 статьи 165 и пункта 1 статьи 172 НК РФ. В обоснование отказа в возмещении названных сумм налога Инспекция указывает на то, что счета-фактуры, выставленные Обществу ООО "Артрис", составлены с нарушением пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ, поскольку подписаны Смирновой Е.Е., которая не является ни директором, ни главным бухгалтером этой организации, а указанный в этих счетах-фактурах адрес продавца не соответствует действительности. Кроме того, Инспекция сослалась на отсутствие доказательств поступления в бюджет налога на добавленную стоимость, уплаченного Обществом поставщикам.
Кассационная инстанция считает, что отказ налогового органа возместить Обществу заявленные к вычету суммы налога на добавленную стоимость за сентябрь и за ноябрь 2004 года не соответствует нормам налогового законодательства и нарушает права заявителя.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость и порядок реализации этого права при осуществлении экспортных операций установлены пунктом 4 статьи 176, а также статьей 165, пунктами 1-2 статьи 171 и пунктами 1, 3 статьи 172 НК РФ. Названными нормами право налогоплательщика на вычет и возмещение налога на добавленную стоимость не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками товаров (работ, услуг) и не устанавливается обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении налога на добавленную стоимость к возмещению. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления в налоговый орган декларации по ставке 0 процентов и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками товаров (работ, услуг). При таких обстоятельствах несостоятелен довод Инспекции об отсутствии у нее сведений об уплате налога на добавленную стоимость в бюджет поставщиками Общества - ООО "Артрис" и ЗАО "Газтехносервис", а также их контрагентами - ООО "Импульс" и ООО "Перспектива" соответственно.
Следует также отметить, что именно налоговые органы, обязанные в силу статей 32, 82 и 87 НК РФ осуществлять налоговый контроль, вправе в порядке статей 45-47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении поставщиками экспортированных товаров, являющимися самостоятельными налогоплательщиками, обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при осуществлении экспортных операций, а также реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Несостоятельны и доводы Инспекции о том, что счета-фактуры, выставленные ООО "Артрис", составлены с нарушением пунктов 5 - 6 статьи 169 НК РФ и в силу пункта 2 этой статьи не могут являться основанием для вычета и возмещения оспариваемых сумм налога.
Порядок применения налоговых вычетов, в том числе при осуществлении экспортных операций, установлен статьей 172 НК РФ. Согласно пункту 1 данной статьи налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. В пункте 1 статьи 169 НК РФ также указано, что документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, является счет-фактура.
В связи с этим пунктом 2 статьи 169 НК РФ предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой статьи, не могут служить основанием для принятия предъявленных продавцом покупателю сумм налога к вычету или возмещению. При этом в пункте 5 статьи 169 НК РФ приведен перечень обязательных для счета-фактуры реквизитов, в том числе наименование и адрес налогоплательщика и покупателя (подпункт 2 названной нормы), а в соответствии с пунктом 6 этой статьи счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
В данном случае Инспекция не оспаривает, что счета-фактуры, выставленные ООО "Артрис" и оплаченные Обществом, содержат все сведения, предусмотренные пунктом 5 статьи 169 НК РФ, в том числе адрес продавца, указанный и в копии выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 24.02.2005 (том 3, листы дела 4-8). Полномочия Смирновой Е.Е. на подписание этих счетов-фактур подтверждены приказом ООО "Артрис" от 07.07.03 N 6 (том 1, лист дела 99), что соответствует требованиям пункта 6 статьи 169 НК РФ. Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 указанной статьи, не может являться основанием для отказа в принятии к вычету суммы налога, предъявленной продавцом.
Поскольку Инспекция не оспаривает, что документы, представленные Обществом вместе с декларациями по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за сентябрь и ноябрь 2004 года, соответствуют требованиям пункта 1 статьи 165 и пункта 1 статьи 172 НК РФ, товары вывезены за пределы Российской Федерации в таможенном режиме экспорта и при осуществлении этих операций Обществом уплачены заявленные к вычету суммы налога на добавленную стоимость, у Инспекции отсутствовали законные основания для отказа налогоплательщику в возмещении уплаченных сумм налога.
Таким образом, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятое по делу решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 31.05.2005 по делу N А44-1530/05-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
Е.А. Михайловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 сентября 2005 г. N А44-1530/05-15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника