Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 июля 1999 г. N А13-968/99-11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Кузнецовой Н.Г., Петренко А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по городу Череповцу на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26.04.99 по делу N А13-968/99-11 (судья Осокина Н.Н.),
установил:
Государственная налоговая инспекция по городу Череповцу (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с иском к акционерному обществу открытого типа "Вологдаоблснаб" (далее - АООТ "Вологдаоблснаб") о взыскании 50016 рублей 99 копеек финансовых санкций (штрафов).
Решением от 26.04.99 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права. По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил статью 8 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 31.07.98 N 147 (далее - Вводный закон) и статью 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК Российской Федерации).
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В отзыве на кассационную жалобу АООТ "Вологдаоблснаб" просит оставить решения суда без изменений.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что судебный акт подлежит отмене как недостаточно обоснованный по мотивам, не изложенным в жалобе, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела документальную проверку соблюдения АООТ "Вологдаоблснаб" правильности исчисления и уплаты налогов за период с 13.05.93 по 01.07.96, о чем составила акт от 22.11.96. В ходе проверки установлены нарушения налогового законодательства, выразившиеся в неполной уплате налогов в результате занижения налогооблагаемой базы. По результатам проверки налоговая инспекция вынесла предписание от 04.12.96 о взыскании финансовых санкций, предусмотренных статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон "Об основах"), в том числе: заниженной прибыли и штрафа в том же размере, налога с суммы превышения расходов на оплату труда и штрафа в том же размере, налога на добавленную стоимость и штрафа в том же размере, спецналога и штрафа в том же размере, налога на пользователей автодорог и штрафа в том же размере, сбора на нужды образовательных учреждений и штрафа в том же размере, транспортного налога и штрафа в том же размере.
18.03.99 налоговая инспекция обратилась с иском (от 15.03.99) в суд о взыскании 50016,49 рубля финансовых санкций:
- 44167,5 рубля штрафа в размере 100% заниженной прибыли;
- 3403,18 рубля штрафа в размере 100% налога с суммы превышения расходов на оплату труда;
- 1123,5 рубля штрафа в размере 100% налога на добавленную стоимость;
- 70 рублей штрафа в размере 100% спецналога;
- 113,3 рубля штрафа в размере 100% налога на пользователей автодорог;
- 582 рубля штрафа в размере 100% сбора на нужды образовательных учреждений;
- 582 рубля штрафа в размере 100% транспортного налога.
Ответчик добровольно уплатил 54774,24 рубля финансовых санкций, что подтверждается налоговой инспекцией.
Факт совершения АООТ "Вологдаоблснаб" налогового правонарушения налоговой инспекцией установлен, судом первой инстанции подтвержден и ответчиком не оспаривается.
Согласно статье 8 Вводного закона положения части первой НК Российской Федерации применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после ее введения, то есть по общему правилу нормы части первой НК Российской Федерации обратной силы не имеют. Следовательно, если нарушение налогового законодательства имело место до 01.01.99, то при применении финансовых санкций к налогоплательщику следует руководствоваться действовавшим на тот период времени законодательством, а именно статьей 13 Закона "Об основах", несмотря на то, что в соответствии со статьей 2 Вводного закона Закон "Об основах" (за исключением пункта 2 статьи 18 и статей 19-21) признан утратившим силу с 01.01.99.
Вместе с тем из вышеуказанного правила имеется важное исключение. Пунктом 3 статьи 5 НК Российской Федерации предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения, имеют обратную силу.
Применение данной нормы на практике означает, что в случаях, когда НК Российской Федерации определяет более мягкую ответственность за конкретное правонарушение относительно установленной Законом "Об основах" за соответствующее правонарушение, совершенное до 01.01.99, применяется ответственность, определенная частью первой НК Российской Федерации.
Статья 122 НК Российской Федерации предусматривает ответственность за неуплату или неполную уплату налога в результате занижения налогооблагаемой базы.
Однако вывод арбитражного суда, применившего при рассмотрении спора статьи 5 (часть 3) и 122 НК Российской Федерации, об отказе в иске в связи с добровольной уплатой ответчиком финансовых санкций не основан на материалах дела.
Суд может применить часть 3 статьи 5 НК Российской Федерации только в случае, если решение налоговой инспекции добровольно не исполнено налогоплательщиком.
Из справки налоговой инспекции от 22.03.99 (л.д. 40) усматривается, что ответчиком в добровольном порядке уплачены "штрафные санкции" в размере 54774,24 рубля, в том числе: по прибыли - 44167,5 рубля и по налогу с превышения фонда оплаты труда - 10606,74 рубля.
Платежные документы с указанием назначения платежей и сведения о дате платежей в деле отсутствуют. В решении суда отсутствует ссылка на правовые нормы - основания, предоставляющие суду право по существу зачесть уплату финансовых санкций по налогу на прибыль (с учетом особой конструкции санкции) и по налогу с превышения фонда оплаты в счет уплаты финансовых санкций по другим налогам.
Судом не учтено, что виды ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства, предусмотренные статьей 13 Закона "Об основах", являются финансовыми санкциями; а из материалов дела не усматривается, какие именно финансовые санкции по решению налоговой инспекции уплачены АООТ "Вологдаоблснаб" до предъявления иска в добровольном порядке.
Кассационная инстанция считает, что судебный акт по настоящему делу является недостаточно обоснованным, принят по не полно выясненным обстоятельствам дела.
При новом рассмотрении дела суду следует истребовать первичные платежные документы и дать оценку назначению произведенных ответчиком платежей на сумму 54774,24 рубля с учетом даты их перечисления в бюджет. После исследования вышеуказанных обстоятельств дела может быть рассмотрен вопрос о правомерности требований налоговой инспекции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 3) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 26.04.99 по делу N А13-968/99-11 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
А.Д. Петренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 июля 1999 г. N А13-968/99-11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника