Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 сентября 2005 г. N А42-1421/05-11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Зубаревой Н.А. и Клириковой Т.В.,
рассмотрев 22.09.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мончегорску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.05.2005 по делу N А42-1421/05-11 (судья Сачкова Н.В.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мончегорску (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Мончегорская обувь" (далее - Общество) 3461 руб. штрафа на основании решения налогового органа от 21.09.2004 N 01-01/5397 о привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 24.05.2005 суд взыскал с Общества 897 руб. 98 коп. штрафа, а в удовлетворении остальной части заявления Инспекции отказал.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда в части отказа во взыскании налоговой санкции за неуплату налога, которая, по ее мнению, противоречит нормам Налогового кодекса. Повторяя обстоятельства, изложенные в решении налогового органа от 21.09.2004 N 01-01/5397, податель жалобы считает, что Общество правомерно привлечено к налоговой ответственности, так как "для получения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) суммы налога должны быть уплачены при приобретении товаров (работ, услуг) на основании счетов-фактур, составленных и выставленных в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ, а вычетам подлежат только фактически уплаченные суммы налога за товары (работы, услуги), что должно быть документально подтверждено расчетными документами, оформленными в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 168 НК РФ".
Представители сторон, в установленном порядке извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно решению от 21.09.2004 N 01-01/5397, принятому по результатам камеральной проверки декларации Общества по НДС за июль 2004 года, Инспекция признала неправомерным применение налоговых вычетов в сумме 17 305 руб., начислила недоимку по НДС в указанной сумме и 221 руб. 50 коп. пеней, а также привлекла налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 3461 руб. штрафа. Вывод налогового органа о неправомерном вычете 11 548 руб. 80 коп. НДС основан на том, что оплата ряда выставленных Обществу счетов-фактур "произведена через отделение Сбербанка, НДС в чеке отдельной строкой не выделен".
На основании этого решения налогоплательщику направлено требование от 21.09.2004 N 1467 об уплате налоговой санкции, которое не исполнено им в установленный до 01.10.2004 срок, в связи с чем Инспекция в порядке статьи 104 НК РФ обратилась в суд с заявлением о взыскании с Общества 3461 руб. штрафа.
Решением от 24.05.2005 суд удовлетворил заявление в части 897 руб. 98 коп. штрафа, признав обоснованным вывод Инспекции о неправомерном вычете 4489 руб. 92 коп. НДС со ссылкой на существенные расхождения сумм налога в представленных счетах-фактурах и расчетных документах и отсутствие доказательств факта уплаты НДС. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал, установив на основании представленных первичных, в том числе платежных документов факты уплаты Обществом сумм НДС при оплате счетов-фактур, выставленных ему поставщиками товаров и услуг с учетом сумм НДС, выделенных отдельной строкой, что налоговый орган не оспаривает, как и соответствие этих счетов-фактур требованиям пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно отказал Инспекции в удовлетворении части заявленных требований.
Действительно, в соответствии с пунктом 4 статьи 168 НК РФ в расчетных документах, в том числе в реестре чеков и реестрах на получение аккредитива, в первичных учетных документах и счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой. Данное требование обусловлено установленным главой 21 Налогового кодекса РФ порядком налогообложения и применения налоговых вычетов по НДС на каждой стадии производственного процесса.
Порядок применения налоговых вычетов конкретным налогоплательщиком установлен статьей 172 НК РФ. Согласно пункту 1 названной статьи налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ и при наличии соответствующих первичных документов.
В данном случае Инспекция в ходе налоговой проверки, судебного разбирательства по делу и обжалования решения суда не оспаривает факты приобретения и оприходования Обществом товаров и услуг, а также наличие у него первичных документов (в том числе договоров, товарных накладных, квитанций банка и кассовых чеков), подтверждающих эти обстоятельства.
Оценив указанные документы в соответствии с требованиями статей 67-68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил факт оплаты Обществом стоимости приобретенных товаров и услуг в соответствии со счетами-фактурами, выставленными ему продавцами товаров (услуг) с учетом сумм НДС, выделенных отдельной строкой. Данные обстоятельства свидетельствуют о фактической уплате Обществом сумм НДС в составе стоимости товаров (услуг), приобретенных и оплаченных им на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (услуг), что в силу пункта 1 статьи 172 НК РФ и является основанием для применения налоговых вычетов.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятое по делу решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.05.2005 по делу N А42-1421/05-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мончегорску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 сентября 2005 г. N А42-1421/05-11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника