Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 сентября 2005 г. N А56-13840/2005
Требование: о признании недействительным акта органа власти по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю.,
судей Матлиной Е.О. и Шпачевой Т.В.,
при участии от негосударственного образовательного учреждения "Институт профессионального образования "Базис" Николаевой Е.И. (доверенность от 25.03.2005 N 13/03), от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Выборгскому району Санкт-Петербурга Гришиной Е.Ю. (доверенность от 27.01.2005 N 17/1083),
рассмотрев 21.09.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Выборгскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2005 по делу N А56-13840/2005 (судья Ермишкина Л.П.),
установил:
Негосударственное образовательное учреждение "Институт профессионального образования "Базис" (далее - Институт) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы России по Выборгскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 16.03.2005 N 000114 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Решением от 17.06.2005 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение как не соответствующее действующим нормам материального и процессуального права.
Податель жалобы ссылается на следующее: сотрудник Института не отрицает факт осуществления расчета без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ); в пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон) содержится исчерпывающий перечень организаций, которые могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ, Институт к названным организациям не относится.
В отзыве на кассационную жалобу Институт просит оставить в силе обжалуемый судебный акт, считая его обоснованным и законным.
В судебном заседании представитель Инспекции подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Института обратился с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 11.03.2005 Инспекцией проведена проверка соблюдения Институтом требований Закона, в результате которой установлено, что при осуществлении наличных денежных расчетов при оплате курса "Пользователь ПК" общей стоимостью 1250 руб. ККТ применена не была, выписан приходный кассовый ордер по форме КО-1 (квитанция от 11.03.2005 ПКО N 002139, л.д. 48). Указанные обстоятельства отражены Инспекцией в акте от 11.03.2005 N 000230 (л.д. 26) и протоколе об административном правонарушении от 14.03.2005 (л.д. 28).
В отношении Института 16.03.2005 Инспекцией вынесено постановление N 000114 о привлечении его к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ.
При рассмотрении заявления Института суд признал указанное постановление Инспекции незаконным. При этом суд пришел к выводу о том, что на учреждение, занимающееся образовательной деятельностью, названный Закон не распространяется.
Суд кассационной не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Пунктом 1 статьи 2 Закона установлено, что при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг организации и индивидуальные предприниматели в обязательном порядке должны применять контрольно-кассовую технику. В соответствии с Законом сферой его регулирования являются наличные денежные расчеты независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки, обращается за услугами.
Согласно пункту 2 названной нормы Закона организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин" разъяснено, что до момента издания Правительством Российской Федерации указанных нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
Используемый Институтом при наличных денежных расчетах приходный кассовый ордер формы КО-1 утвержден в качестве бланка строгой отчетности письмом Министерства финансов Российской Федерации от 24.02.1994 N 16-39, форма ордера утверждена постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18.08.1998 N 88, то есть полномочными органами.
Таким образом, поскольку Институтом оказана услуга с выдачей бланка строгой отчетности установленной формы, у Инспекции отсутствовали основания для привлечения Института к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины.
При таких обстоятельствах следует признать, что основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2005 по делу N А56-13840/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Выборгскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 сентября 2005 г. N А56-13840/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника