Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 сентября 2005 г. N А56-49237/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Малышевой Н.Н., при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга Черновой М.Ж. (доверенность от 12.05.2005 N 20-05/18827),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2005 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2005 (судьи Протас Н.И., Петренко Т.И., Шульга Л.А.) по делу N А56-49237/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лемо-экспорт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга, правопреемником которой является Инспекция Федеральной налоговой службы России по Петроградскому району Санкт-Петербурга, (далее - налоговая инспекция) от 06.08.2004 N 04033230 в части отказа в возмещении из бюджета 77 400 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за апрель 2004 года по экспортным операциям и обязания налоговой инспекции возместить указанную сумму налога путем возврата на расчетный счет Общества.
Решением суда первой инстанции от 05.04.2005 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.07.2005 решение суда от 05.04.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права - пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2004 N 84). Податель жалобы считает неправомерным предъявление Обществом в декларации за апрель 2004 года к возмещению из бюджета 77 400 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), ввиду отсутствия у Общества правильно оформленных счетов-фактур.
Общество с ограниченной ответственностью "Лемо-экспорт" о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, во исполнение контракта от 25.12.2003 N 01-ББ-04, заключенного с иностранной фирмой "Lemo International Ltd" (Idtwbz), Общество реализовало на экспорт товары (березовый баланс). Собрав комплект документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, Общество 20.05.2004 представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за апрель 2004 года. В налоговой декларации налогоплательщик указал выручку от реализации продукции на экспорт, облагаемую налогом по ставке 0 процентов, и предъявил к возмещению из бюджета 333 233 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), связанных с реализацией товаров на экспорт. Вместе с декларацией налогоплательщиком направлено в налоговый орган заявление о возмещении указанной в декларации суммы налога на добавленную стоимость путем возврата на расчетный счет Общества.
Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов Общество представило в налоговый орган документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 и пунктом 1 статьи 172 НК РФ.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку полученных декларации и документов, по результатам которой составила акт от 02.08.2004 N 0403230 и приняла решение от 06.08.2004 N 0403230 о возмещении Обществу из бюджета 255 833 руб. налога на добавленную стоимость за апрель 2004 года и отказе в возмещении 77 400 руб. налога. Налоговая инспекция посчитала неправомерным включение Обществом в состав налоговых вычетов 77 400 руб. налога на добавленную стоимость на основании счетов-фактур, в которых не указан код причины постановки на учет (КПП) поставщиков. По мнению налогового органа, такие счета-фактуры не могут служить основанием для принятия к вычету (возмещения из бюджета) сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных Обществом поставщикам.
Общество, считая решение налоговой инспекции незаконным в части отказа в возмещении из бюджета 77 400 руб. налога на добавленную стоимость, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Общества, признав незаконными приведенное налоговым органом основание отказа налогоплательщику в возмещении из бюджета спорной суммы налога на добавленную стоимость.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены статьями 165, 171, пунктами 1 и 3 статьи 172, пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названным нормам для подтверждения права на возмещение сумм налога на добавленную стоимость путем зачета или возврата из бюджета налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов с предусмотренными статьей 165 НК РФ документами. В пункте 1 статьи 165 НК РФ приведен перечень документов, которые подлежат представлению налогоплательщиком в налоговый орган в целях подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров на экспорт.
Решение о возмещении налога либо об отказе в его возмещении из бюджета принимается налоговым органом не позднее трех месяцев со дня представления вышеуказанной декларации с соответствующими документами.
Таким образом, право на возмещение го бюджета сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товара возникает у налогоплательщика в случае документального подтверждения им фактов уплаты налога на добавленную стоимость поставщикам товаров (работ, услуг), относящихся к операциям реализации товаров на экспорт, реально осуществленного экспорта и оплаты иностранным покупателем экспортного товара.
В рассматриваемом случае Общество вместе с декларацией по ставке 0 процентов за апрель 2004 года представило в налоговую инспекцию полный пакет документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 НК РФ, что не оспаривается налоговым органом. О наличии недостатков в оформлении полученных от Общества документов налоговая инспекция не заявляет.
Кассационная инстанция считает правильным вывод судов о законном предъявлении Обществом к вычету 77 400 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг).
В пункте 1 статьи 171 НК РФ указано, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога (пункт 1 статьи 172 НК РФ) и принятие к учету товаров (работ, услуг).
Порядок оформления и выставления счетов-фактур изложен в статье 169 НК РФ.
Как следует из статьи 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.
Счета-фактуры должны быть составлены с соблюдением требований к их оформлению, изложенных в пунктах 5 и 6 статьи 169 НК РФ.
Правовые последствия несоблюдения требований пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ установлены в пункте 2 статьи 169 НК РФ: счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, предусмотренного указанными пунктами, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В решении налоговой инспекции указано, что в ряде счетов-фактур, составленных и выставленных поставщиками товаров, не указан код причины их постановки на учет (КПП). Данное обстоятельство, по мнению налогового органа, является основанием для признания неправомерным включения налогоплательщиком в состав налоговых вычетов 77 400 руб. налога на добавленную стоимость.
Пунктом 12 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2004 N 84 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914" в форму счета-фактуры внесены дополнения. Установлено, что в строке 2б "ИНН продавца" необходимо указывать код причины постановки на учет (КПП) продавца. Код причины постановки на учет (КПП) присваивается налогоплательщикам-организациям дополнительно к ИНН (идентификационному номеру налогоплательщика) в связи с постановкой на учет в разных налоговых органах по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации (раздел I Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.03.2004 N БГ-3-09/178).
Между тем пункты 5 и 6 статьи 169 НК РФ, где приведен исчерпывающий перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны в счетах-фактурах, выставленных налогоплательщику продавцом товаров (работ, услуг), а также изложены требования к оформлению счетов-фактур, не содержат нормы об указании в счете-фактуре КПП продавца. Следовательно, отсутствие такой информации в счете-фактуре не является основанием для отказа в вычете (возмещении из бюджета) сумм налога на добавленную стоимость, уплаченной поставщику.
Ссылка налогового органа на постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2004 N 84, которым в состав реквизитов счета-фактуры добавлен код причины постановки на налоговый учет (КПП) продавца, отклоняется судом кассационной инстанции.
В пункте 2 статьи 169 НК РФ прямо указано на то, что невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Изменения в пункт 5 статьи 169 НК РФ об обязательном указании в счете-фактуре в строке "ИНН продавца" кода причины постановки на учет (КПП) продавца на момент вынесения налоговым органом решения не внесены.
Поскольку налогоплательщиком выполнены все условия предъявления к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), относящихся к операциям реализации товаров на экспорт, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали не основанным на нормах главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации основание, по которому налоговая инспекция отказала в возмещении из бюджета 77 400 руб. налога.
Следовательно, налоговый орган неправомерно отказал в возмещении из бюджета 77 400 руб. налога на добавленную стоимость.
Принимая во внимание изложенное, правовых оснований для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены принятых по данному делу судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2005 по делу N А56-49237/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 сентября 2005 г. N А56-49237/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника