Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 октября 2005 г. N А56-10468/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Коняевой Е.В., Рудницкого Г.М.,
при участии от ЗАО "Омега" Дурягиной О.В. (доверенность от 12.04.2005), от Северо-Западного межрегионального отделения специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" Сафроновой Н.Н. (доверенность от 12.09.2005), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга Шахнина М.А. (доверенность от 14.01.2005),
рассмотрев 06.10.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Омега" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2005 по делу N А56-10468/2005 (судья Корж Н.Я.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Омега" (далее - ЗАО "Омега") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Северо-Западному межрегиональному отделению специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" (далее - Отделение фонда) о признании ничтожным договора купли-продажи земельного участка от 02.04.2004 N 361-ЗФ в части соглашения об уплате суммы налога на добавленную стоимость за приобретенный земельный участок, изложенного в пункте 2.6 договора, и об обязании Отделения фонда возвратить неправомерно полученные денежные средства в размере 4 846 517,83 руб.
Определением суда от 12.04.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция).
Решением суда от 06.06.2005 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ЗАО "Омега" просит отменить решение суда и вынести новое об удовлетворении его исковых требований. Податель жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу Отделение фонда просит оставить в силе решение суда, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель ЗАО "Омега" поддержал кассационную жалобу и просил ее удовлетворить, а представители Отделения фонда и Инспекции возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 02.04.2004 Отделением фонда, действовавшим от имени специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества", и ЗАО "Омега" заключен договор N 361-ЗФ купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами. В соответствии с данным договором ответчик передал в собственность истца земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Левашовский проспект, дом 13, литера В, кадастровый номер 78:3202:8, площадью 9534 кв.м, относящийся к категории земель поселений.
Пунктом 2.6 договора предусмотрена обязанность покупателя дополнительно к цене участка, указанной в пункте 2.4 договора, перечислить в Отделение фонда сумму налога на добавленную стоимость в размере 4 846 517,83 руб.
Считая указанное условие договора не соответствующим действующему законодательству, ЗАО "Омега" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений - в порядке и на условиях, установленных Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Решение о продаже земельных участков принимается органом, принявшим решение о приватизации соответствующих объектов недвижимости.
Пунктом 14 статьи 43 Закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ установлено, что до разграничения государственной собственности на землю решение о приватизации земельных участков, не отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к собственности Российской Федерации или собственности субъектов Российской Федерации, принимают органы, принявшие решение о приватизации находящихся на этих земельных участках объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 7 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576, решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами, принимается Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности. При этом если решение о приватизации таких земельных участков принимает Министерство имущественных отношений Российской Федерации, договор купли-продажи заключается Российским фондом федерального имущества.
Как видно из материалов дела, при заключении договора от 02.04.2004 N 361-ЗФ Отделение фонда действовало в качестве организации, уполномоченной на совершение сделок от имени Российской Федерации
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации.
Исходя из указанных правовых норм, передача земельных участков в собственность ЗАО "Омега" по договору купли-продажи производилась в порядке приватизации и, следовательно, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Отделение фонда (продавец по договору) не являлось плательщиком данного налога, поскольку выполняло функции по передаче земельных участков в собственность от имени Российской Федерации.
Таким образом, условие договора купли-продажи от 02.04.2004 N 361-ЗФ в части, касающейся увеличения цены земельных участков на сумму налога на добавленную стоимость, не соответствует действующему законодательству.
При таких обстоятельствах следует признать, что исковые требования ЗАО "Омега" подлежат удовлетворению, а решение суда следует отменить как не основанное на нормах права.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2005 по делу N А56-10468/2005 отменить.
Признать договор купли-продажи земельного участка от 02.04.2004 N 361-ЗФ, заключенный Северо-Западным межрегиональным отделением специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" и закрытым акционерным обществом "Омега", в части соглашения об уплате суммы налога на добавленную стоимость за приобретенный земельный участок (пункт 2.6 договора) ничтожным.
Обязать специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" возвратить закрытому акционерному обществу "Омега" 4 846 517,83 руб., полученных в виде налога на добавленную стоимость.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Омега" из федерального бюджета 38 732,59 руб. государственной пошлины по иску и по кассационной жалобе.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Г.М. Рудницкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 октября 2005 г. N А56-10468/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника