Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 октября 2005 г. N А42-3608/04-25
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Кочеровой Л.И., Кузнецовой Н.Г., рассмотрев 04.10.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Военно-морское строительное управление "Севвоенморстрой" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.12.04 (судья Востряков К.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.05 (судьи Шульга Л.А., Старовойтова О.Р., Шестакова М.А.) по делу N А42-3608/04-25,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Военно-морское строительное управление "Севвоенморстрой" (далее - ГУП "Военно-морское строительное управление "Севвоенморстрой", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительным постановления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Мурманской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области; далее - инспекция) от 24.03.04 N 2 о взыскании 44 115 041 руб. налогов за счет имущества налогоплательщика в части требований 1999-2003 годов, включенных в данное постановление, за исключением требований от 25.08.03 N 512 и от 07.10.03 N 699.
Решением суда от 27.12.04, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, требования ГУП "Военно-морское строительное управление "Севвоенморстрой" частично удовлетворены. Признано недействительным, противоречащим Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ) постановление инспекции от 24.03.04 N 2 в части взыскания 468 573 руб. 79 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе предприятие, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебные акты, и удовлетворить заявленные требования.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция направила в адрес головного предприятия и его филиалов требования об уплате налогов и налоговых санкций: от 14.02.01 N 86, от 29.06.01 N 299, от 14.03.03 N 109, от 03.06.01 N 318, от 25.08.03 N 512, от 07.10.03 N 699, от 26.05.2000 N 261 от 19.09.2000 N 518, от 25.01.01 N 38, от 04.12.02 N 632, от 17.04.03 N 164, от 25.08.03 N 568, от 18.06.03 N 366, от 19.09.2000 N 518, от 01.04.03 N 127, от 11.11.02 N 635, от 01.04.03 N 128, от 30.01.03 N 231, от 24.08.99 N 595, от 25.05.99 N 259, от 17.04.03 N 168, от 16.06.03 N 357, от 15.09.03 N 610, от 29.05.2000 N 264, от 04.04.2000 N 133, от 07.04.2000 N 139, от 29.05.2000 N 266, от 22.08.2000 N 462, от 28.05.99 N 288, от 01.07.99 N 408, от 27.07.99 N 452, от 24.08.99 N 598, от 01.10.99 N 715, от 29.10.99 N 785, от 08.12.99 N 896, от 24.01.2000 N 7, от 22.09.2000 N 524, от 26.01.01 N 44, от 06.11.02 N 612, от 14.03.03 N 111, от 16.06.03 N 359, от 05.12.02 N 663, от 17.04.03 N 155, от 26.06.2000 N 340, от 05.12.02 N 650, от 29.04.03 N 222, от 04.09.01 N 417, от 11.11.02 N 631, от 22.05.03 N 291 и от 21.12.2000 N 168.
Неисполнение ГУП "Военно-морское строительное управление "Севвоенморстрой" указанных требований в добровольном порядке в установленные сроки, а также отсутствие достаточных денежных средств на счетах предприятия послужило основанием для вынесения налоговым органом постановления от 24.03.04 N 2 о взыскании 58 441 902 руб. налога (сбора), а также пеней за счет имущества налогоплательщика.
Посчитав постановление налогового органа незаконным, предприятие обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Порядок направления требования об уплате налога установлен статьей 70 НК РФ. Как следует из пункта 1 названной статьи, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Пунктами 1 - 2 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
В силу пункта 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 НК РФ. В этом случае налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых уже произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ.
Как следует из пункта 1 статьи 47 НК РФ, взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке исполнительного производства.
При этом статьей 47 НК РФ не предусмотрены сроки принятия такого решения, а срок, указанный в пункте 3 статьи 46 НК РФ, установлен для принятия налоговым органом решения о взыскании налога и пеней за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на его счетах в банках.
Из материалов дела следует, что в данном случае в связи с неисполнением заявителем в установленные сроки требований налоговый орган в порядке статьи 46 НК РФ принял решения о взыскании указанных в требованиях сумм за счет денежных средств, находящихся на счетах предприятия в банках. И только после получения сведений об отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика в банках инспекция вынесла постановление от 24.03.04 N 2 о взыскании 58 441 902 руб. налога (сбора) и пени за счет имущества предприятия.
Актом сверки (лист дела 40-43 том 3) ГУП "Военно-морское строительное управление "Севвоенморстрой" подтверждает наличие недоимки по уплате налогов и пеней, указанных в выставленных налоговым органом требованиях и включенных в постановление от 24.03.04 N 2.
Требования заявителя в части признания недействительным постановления инспекции о взыскании 468 573 руб. 79 коп. правомерно удовлетворены судом первой инстанции, так как эта сумма включена в ранее выставленные требования и постановление от 12.03.03 N 6.
Судами первой и апелляционной инстанций сделан правомерный вывод о том, что при вынесении оспариваемого заявителем постановления инспекция действовала в пределах своих полномочий и требования Налогового кодекса Российской Федерации ею выполнены.
Доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку доказательств по делу, уже приводились ГУП "Военно-морское строительное управление "Севвоенморстрой" в апелляционном суде и правомерно отклонены им.
При таких обстоятельствах правовых оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов нет.
Государственная пошлина, по уплате которой заявителю предоставлена отсрочка согласно его ходатайству, подлежит взысканию с ГУП "Военно-морское строительное управление "Севвоенморстрой".
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.12.04 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.05 по делу N А42-3608/04-25 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Военно-морское строительное управление "Севвоенморстрой" - без удовлетворения.
Взыскать с государственного унитарного предприятия "Военно-морское строительное управление "Севвоенморстрой" в доход бюджета Российской Федерации 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 октября 2005 г. N А42-3608/04-25
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника