Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 октября 2005 г. N А56-39604/2004
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Асмыковича А.В., Кирейковой Г.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Фирма "ТАЙГА" Паляева А.Э. (доверенность от 29.12.2004), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской области Савосина А.В. (доверенность от 22.06.2005 N 07-06/9104),
рассмотрев 03.10.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.2005 (судья Захаров В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2005 (судьи Борисова Г.В., Савицкая И.Г., Шульга Л.А.) по делу N А56-39604/2004,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "ТАЙГА" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области, правопреемником которой является Инспекция Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской области (далее - Инспекция), от 19.08.2004 N 13-45Э в части отказа и в возмещении Обществу 476 404 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за апрель 2004 года.
Решением суда первой инстанции от 06.04.2005 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2005 решение от 06.04.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять новый судебный акт. По мнению налогового органа, Обществом неправомерно предъявлены к возмещению налоговые вычеты в размере 476 404 руб. по декларации за апрель 2004 года, так как не доказан факт уплаты в бюджет НДС ООО "Компания "Фоинт", которое оказывало Обществу услуги по помещению и хранению товаров на складе ответственного хранения, и тем самым не подтвержден факт формирования источника возмещения данной суммы налога в бюджете. Кроме того, налоговый орган считает, что заключение между Обществом и ООО "Компания "Фоинт" договора хранения "создавало видимость законности и служило целью возмещения НДС из бюджета".
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с реализацией товара (лесоматериалы) на экспорт Общество 20.05.2004 представило в налоговую инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за апрель 2004 года, согласно которой сумма НДС, предъявленная к вычету, составила 1 124 805 руб., а также документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
По результатам камеральной проверки представленных Обществом декларации и документов Инспекция составила мотивированное заключение от 19.08.2004 N 13-28Э и с учетом акта рассмотрения возражений, представленных Обществом по камеральной проверке, приняла решение от 19.08.2004 N 13-45Э о частичном отказе в возмещении НДС в сумме 476 404 руб. и о возмещении 648 401 руб. указанного налога. Основанием для принятия такого решения послужил вывод налогового органа о неправомерном предъявлении налоговых вычетов в размере 476 404 руб. по декларации за апрель 2004 года, поскольку в ходе контрольных мероприятий не подтвержден факт формирования источника возмещения НДС в бюджете.
Считая решение Инспекции в части отказа в возмещении НДС за апрель 2004 года незаконным, Общество обжаловало его в арбитражном суде.
Кассационная инстанция считает, что суды правомерно признали оспариваемое решение налогового органа недействительным, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции.
Право налогоплательщика на возмещение НДС и порядок реализации этого права при осуществлении экспортных операций установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение сумм НДС, уплаченных при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ), налогоплательщик должен представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0% и документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ, а налоговый орган не позднее трех месяцев со дня их представления обязан принять решение о возмещении сумм налога путем зачета или возврата либо об отказе (полностью или частично) в его возмещении, проверив обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов на основании документов, указанных в статье 165 и пункте 1 статьи 172 НК РФ.
Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, и не устанавливается обязанность экспортера документально подтверждать данные обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления в налоговый орган декларации по ставке 0% и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками товаров (работ, услуг).
Кроме того, именно налоговые органы, обязанные в силу статей 32, 82 и 87 НК РФ осуществлять налоговый контроль, вправе в порядке статей 45 - 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении поставщиками Общества, являющимися самостоятельными налогоплательщиками, обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при осуществлении экспортных операций, и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.10.2003 N 329-О разъяснил, что истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Факт уплаты Обществом НДС по счетам-фактурам, выставленным ООО "Компания "Фоинт", подтверждается материалами дела. В материалах дела имеются копии векселей, которыми были произведены расчеты с данной фирмой, и акты приема-передачи векселей Сбербанка России.
Таким образом, следует признать, что Общество выполнило все условия, необходимые для возмещения из бюджета НДС за апрель 2004 года.
При таких обстоятельствах у налогового органа не было законных оснований для принятия оспариваемого решения об отказе Обществу в возмещении из бюджета спорной суммы НДС по экспортным операциям за апрель 2004 года.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2005 по делу N А56-39604/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Г.Г. Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 октября 2005 г. N А56-39604/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника