Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 октября 2005 г. N А56-42528/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Никитушкиной Л.Л., Кирейковой Г.Г.,
рассмотрев 11.10.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Волхову Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2005 (судья Алешкевич О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2005 (судьи Згурская М.Л., Горбик В.М., Зайцева Е.К.) по делу N А56-42528/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Евросервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Волхову Ленинградской области (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Волхову Ленинградской области; далее Инспекция) от 10.09.2004 N 07-11/3996/47 и об обязании налогового органа вернуть заявителю 15 000 руб.
Решением суда от 23.03.2005 заявление Общества удовлетворено частично. Признано недействительным решение налогового органа от 10.09.2004 N 07-11/3996/47. В остальной части заявленных требований производство по делу прекращено в соответствии с частью 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2005 решение суда первой инстанции от 23.03.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами положений статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, сбор за выдачу лицензии является налогом, и следовательно, Общество обоснованно привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление в налоговый орган расчета (декларации) суммы сбора за выдачу лицензии на закупку, ранение и поставку алкогольной продукции.
Стороны о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Общество 29.06.2004 представило в Инспекцию расчет суммы сбора за выдачу лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции за 2004 год, согласно которому сумма названного сбора к уплате в бюджет составила 150 000 руб.
В ходе камеральной проверки данного расчета налоговый орган установил нарушение налогоплательщиком, установленного статьей 4 Федерального закона от 08.01.98 N 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" срока представления расчета (декларации) по сбору за выдачу лицензии.
По результатам налоговой проверки Инспекция приняла решение от 10.09.2004 N 07-11/3996дсп о привлечении заявителя к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания 15 000 руб. штрафа.
Общество не согласилось с указанным решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что расчет суммы сбор на выдачу лицензии не подпадает под определение понятия налоговая декларация, в связи с чем необоснованно и привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности за несвоевременное представление такого расчета.
Суд кассационной инстанции считает такой вывод судов правильным.
Законом N 5-ФЗ устанавливается порядок и размер взимания сбора за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции каждого вида.
В соответствии со статьей 4 названного Закона сбор уплачивается плательщиком самостоятельно ежегодно - один раз за каждый год действия лицензии. Плательщики сбора представляют ежегодно в налоговые органы по месту своего нахождения налоговый расчет (декларацию) по установленной форме не позднее 15 дней после даты выдачи лицензии. Одновременно плательщики направляют в налоговые органы копию выданной лицензии.
Кроме того, в статье 3 Закона N 5-ФЗ определено, что в зависимости от вида деятельности размер сбора представляет собой фиксированный платеж в размере, кратном минимальному размеру оплаты труда.
Согласно статье 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В данном случае суд сделал правильный вывод о том, что сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции подпадает под понятие "сбора", приведенного в статье 8 НК РФ.
Суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод апелляционной инстанции о том, что ответственность по статье 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации не может быть применена к плательщику сбора.
Согласно статье 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
В статье 119 НК РФ установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок (несвоевременное представление или непредставление) налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
Предусмотренный Законом N 5-ФЗ расчет сбора не соответствует данному в Налоговом кодексе Российской Федерации определению налоговой декларации.
Установленная Законом N 5-ФЗ форма расчета сумм сбора за выдачу лицензий и право на производство и оборот спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции по своему содержанию не является налоговой декларацией. Следовательно, несвоевременное представление плательщиком расчета указанного сбора не влечет применение ответственности по статье 119 НК РФ.
Таким образом, следует признать правильным вывод судов о неправомерном привлечении Общества к налоговой ответственности за непредставление (несвоевременное представление) расчета суммы сбора за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции на основании статьи 119 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает решение и постановление судов законными и не находит оснований для их отмены или изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2005 по делу N А56-42528/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по городу Волхову Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 октября 2005 г. N А56-42528/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника