Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 октября 2005 г. N А44-1844/2005-15
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Ветошкиной О.В. и Малышевой Н.Н., при участии от закрытого акционерного общества "Пестово-Ново" Лукьяновой Л.Е. (доверенность от 15.04.2005 N 4) и Голованова А.Г. (доверенность от 15.04.2005 N 3),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 03.06.2005 по делу N А44-1844/2005-15 (судья Пестунов О.В.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Пестово-Ново" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Новгородской области (далее - налоговая инспекция) от 12.02.2005 N 8 в части отказа в возмещении из бюджета 191 514 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за октябрь 2004 года по экспортным операциям.
Решением суда первой инстанции от 03.06.2005 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы ссылается на законность его решения от 12.02.2005 об отказе Обществу в возмещении из бюджета 191 514 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного обществу с ограниченной ответственностью "Спектр" (далее - ООО "Спектр"). На дату вынесения налоговым органом решения Общество не представило договор транспортной экспедиции от 27.05.2004, заключенный с ООО "Спектр", в связи с чем налоговая инспекция не смогла проверить обоснованность предъявления Обществом к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного названному поставщику услуг, а также проверить факт уплаты последним налога на добавленную стоимость в бюджет.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Новгородской области о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, во исполнение контрактов от 30.12.2003 N KW 001, от 12.02.2004 N 74120 и от 01.06.2004 N 74901, заключенных с иностранными фирмами, в том числе с компанией "UPM Kymmene Wood Oy" (Финляндия), Общество реализовало на экспорт товары (пиломатериалы, опилки и др.). Собрав комплект документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Общество 15.11.2004 представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за октябрь 2004 года. В налоговой декларации налогоплательщик указал выручку от реализации продукции на экспорт, облагаемую налогом по ставке 0 процентов, и предъявил к возмещению из бюджета 2 937 103 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), связанных с реализацией товаров на экспорт. Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов Общество представило в налоговый орган документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 и пунктом 1 статьи 172 НК РФ.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку полученных документов, по результатам которой составила акт от 02.02.2005 N 6 и приняла решение от 12.02.2005 N 8 о возмещении Обществу из бюджета 2 745 589 руб. налога на добавленную стоимость и отказе в возмещении 191 514 руб. налога. Основанием отказа послужило неправомерное, по мнению налогового органа, предъявление налогоплательщиком к возмещению из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного ООО "Спектр" при расчетах за оказанные услуги, связанные с транспортно-экспедиционным обслуживанием товаров, реализованных на экспорт. Этот вывод налогового органа обоснован тем, что при проведении встречной проверки поставщика товаров (работ, услуг) - ООО "Спектр" установлено, что данной организацией налог на добавленную стоимость за соответствующий налоговый период не исчислялся и не уплачивался. Кроме того, Обществом не представлен в налоговую инспекцию заключенный с ООО "Спектр" договор об оказании услуг по транспортировке товара.
Общество, считая решение налогового органа незаконным в части отказа в возмещении из бюджета спорной суммы налога на добавленную стоимость, обжаловало его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, указав на то, что налогоплательщик подтвердил обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, указанных в декларации за октябрь 2004 года по экспортным операциям.
Кассационная инстанция, рассмотрев материал дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает такое решение суда законным и обоснованным.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг) из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены статьями 165, 171, пунктами 1 и 3 статьи 172, пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названным нормам для подтверждения права на возмещение сумм налога на добавленную стоимость путем зачета или возврата из бюджета налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов с предусмотренными статьей 165 НК РФ документами.
В пункте 1 статьи 165 НК РФ приведен перечень документов, которые подлежат представлению налогоплательщиком в налоговый орган в целях подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров на экспорт.
Как указано в пунктах 1 и 2 статьи 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретают товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. Налоговые вычеты согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, предъявленных налогоплательщику и уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия этих товаров (работ, услуг) к учету.
Пунктом 3 статьи 172 НК установлены особенности применения вычетов сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ. Такие вычеты производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, перечень которых приведен в статье 165 НК РФ, и на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что вместе с декларацией по ставке 0 процентов за октябрь 2004 года Общество представило налоговому органу полный комплект документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 НК РФ. Документы оценены судом и признаны надлежаще оформленными. О наличии недостатков в документах, представленных Обществом в подтверждение права на применение налоговой ставки 0 процентов налоговая инспекция не заявляет.
Суд первой инстанции признал также доказанным право Общества на возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, указанных в налоговой декларации за октябрь 2004 года, в том числе 191 514 руб. налога, уплаченного ООО "Спектр" при оказании им налогоплательщику транспортно-экспедиционных услуг, связанных с реализацией товаров на экспорт. К такому выводу суд пришел по результатам оценки представленных Обществом в суд документов, предусмотренных статьями 171, 172 и 169 НК РФ, подтверждающих обоснованность налоговых вычетов.
Вывод суда подтверждается материалами дела. В 2004 году Общество заключило с ООО "Спектр" договор транспортной экспедиции от 27.05.2004 (л.д. 49-54, т.1), согласно которому ООО "Спектр" обязуется за вознаграждение и за счет Общества выполнить и или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой товара, в том числе связанные с международной перевозкой продукции лесной промышленности. Пунктом 5.1 названного договора предусмотрено, что Общество выплачивает ООО "Спектр" вознаграждение, включающее компенсацию понесенных им расходов, исходя из цен на услуги транспортной экспедиции, определенных договором от 27.05.2004 между фирмой "UPM-Kymmene Oyi" и ООО "Спектр" об оказании услуг по международным перевозкам.
В подтверждение обоснованности предъявления к возмещению из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных ООО "Спектр", включенных в состав налоговых вычетов по декларации за октябрь 2004 года, экспортером представлены: договор от 27.05.2004 без номера, заявки, платежные поручения и счета-фактуры, копия книги покупок за октябрь 2004 года, международные товарно-транспортные накладные (CMR), акты выполненных работ. Из актов выполненных работ следует, что услуги по договору от 27.05.2004 выполнены полностью и в срок, Общество претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет. Обстоятельства надлежащего выполнения сторонами условий договора подтверждены материалами дела и не оспариваются налоговой инспекцией.
В силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не находит оснований для переоценки вывода суда.
Довод жалобы налогового органа о том, что Общество не представило в налоговую инспекцию договор от 27.05.2004, заключенный с ООО "Спектр", подлежит отклонению как необоснованный.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ налоговому органу предоставлен трехмесячный срок для производства проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принятия решения о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 31, абзаца 4 статьи 88 и пункта 1 статьи 93 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Налоговая инспекция не представила доказательств истребования у Общества объяснений по возникшим в ходе проверки вопросам, а также дополнительных документов, необходимость изучения которых возникла в ходе проверки, в том числе документов, подтверждающий обоснованность предъявления к возмещению из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных ООО "Спектр".
Договор от 27.05.2004 с ООО "Спектр" представлен Обществом в арбитражный суд, и это доказательство в соответствии со статьей 65 АПК РФ и пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 надлежащим образом исследовано судом и ему дана правовая оценка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у налогового органа законных оснований для отказа Обществу в возмещении из бюджета 191 514 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного ООО "Спектр".
Судом также правомерно отклонен довод налоговой инспекции об отсутствии у Общества права на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного ООО "Спектр", ввиду отсутствия доказательств уплаты этой организацией налога на добавленную стоимость в бюджет.
Нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками товаров (работ, услуг).
Не установлена и обязанность экспортера подтвердить этот факт при предъявлении налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), к возмещению из бюджета.
Согласно статьям 32, 82 и 87 НК РФ обязанность осуществлять контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства возложена на налоговые органы. В случае выявления в ходе встречных проверок поставщиков, являющихся самостоятельными налогоплательщиками, фактов неисполнения ими обязанностей по уплате налога налоговые органы вправе в порядке статей 45-47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении обязанностей, установленных Налоговым кодексом, и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм налога на добавленную стоимость для обеспечения права экспортера на возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, предусмотренного пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 03.06.2005 по делу N А44-1844/2005-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 октября 2005 г. N А44-1844/2005-15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника