Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 октября 2005 г. N А56-6347/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Кузнецовой Н.Г. и Кочеровой Л.И., при участии от Санкт-Петербургской таможни Терещенко О.В. (доверенность от 22.12.04 N 06-20/17747), от общества с ограниченной ответственностью "Компакт" Королева П.П. (доверенность от 07.09.05 N 47),
рассмотрев 10.10.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.05 (судья Королева Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.05 (судьи Старовойтова О.Р., Фокина Е.А., Шестакова М.А.) по делу N А56-6347/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Компакт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Санкт-Петербургской таможни (далее - таможня) от 26.01.05 по делу об административном правонарушении N 10210000-1949/2004, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 19.04.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.07.05, заявление общества удовлетворено. Суд признал незаконным и отменил постановление таможни от 26.01.05.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты в связи с неправильным применением судом положений статей 123, 124, 361, 366 и 376 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). По мнению подателя жалобы, таможенный орган доказал наличие в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы, а представитель общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, начальник Северо-Западного таможенного управления (далее - СЗТУ) принял решение от 13.09.04 о проведении специальной таможенной ревизии общества по вопросу соблюдения таможенного законодательства при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. В связи с проведением специальной таможенной ревизии СЗТУ направило обществу требования о представлении документов и сведений за период с 13.09.03 по 12.09.04, часть которых заявитель представил. Выписку банка по рублевым и валютным счетам, ведомости по счетам 41, 51, 52 и 60, журнал учета и регистрации счетов-фактур, книги покупок и продаж, главные книги общество не представило, обосновав свой отказ несоответствием запрошенных документов целям проверки.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения таможней в отношении общества дела об административном правонарушении N 10210000-1949/2004 и проведения административного расследования по признакам деяния, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
Согласно постановлению таможни от 26.01.05 по делу об административном правонарушении N 10210000-1949/2004 действия общества квалифицированы по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ (в постановлении ошибочно указана ст. 16.10) как непредставление в установленный срок документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах. Заявителю назначено административное наказание в виде 80 000 руб. штрафа (800 МРОТ).
Удовлетворяя заявление общества, суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что таможня документально не подтвердила, что ревизия имела отношение к товарам, перемещаемым обществом через таможенную границу России. Кроме того, апелляционный суд сделал вывод о том, что в ходе производства по административному делу и в оспариваемом постановлении таможня не указала, какие таможенные декларации и иные таможенные документы проверялись на предмет достоверности заявленных в них сведений. Административная ответственность по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ "наступает только в случае непредставления запрошенных документов при проверке конкретных таможенных документов", а не деятельности организации в целом в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Проведение таможенными органами проверки достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении, предусмотрено положениями статьи 361 ТК РФ.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 361 ТК РФ после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном главой 35 названного Кодекса. Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
В пункте 4 статьи 363 ТК РФ указано, что в целях осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, в том числе в форме электронных документов, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, - также и к последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами.
Таким образом, в пункте 4 статьи 363 ТК РФ указано, какие документы и в каком виде могут быть запрошены таможенным органом в целях осуществления таможенного контроля после выпуска товара. При проведении такой проверки согласно названной нормы ТК РФ могут быть запрошены документы, имеющие отношение к внешнеэкономическим операциям с товарами, в отношении которых проводятся мероприятия по таможенному контролю.
Главой 35 ТК РФ предусмотрены формы и порядок проведения таможенного контроля, одной из форм которого является таможенная ревизия (пункт 10 статьи 366 ТК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 376 ТК РФ таможенные органы проводят таможенную ревизию - проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц, указанных в названной статье.
Таким образом, в пункте 1 статьи 376 ТК РФ дано определение понятия "таможенная ревизия", определены предмет таможенной ревизии (круг вопросов, подлежащих выяснению в результате проведения таможенной ревизии), а также метод ревизии.
Из содержания статьи 376 ТК РФ следует, что выяснению в результате таможенной ревизии подлежат факт выпуска товаров и достоверность сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении. Для подготовки заключения по указанным вопросам должностные лица таможенных органов наделены правом запрашивать и изучать данные бухгалтерского учета и отчетности, счета и другую информацию проверяемого лица и сопоставлять такие данные со сведениями, приведенными в таможенной декларации и иных документах.
Следовательно, запрошенные СЗТУ и не представленные обществом документы необходимы именно для проверки достоверности сведений, заявленных в таможенных декларациях и иных таможенных документах в проверяемый период.
Согласно части 3 статьи 16.12 КоАП РФ непредставление в установленный срок документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.
При таких обстоятельствах следует признать, что в действиях общества усматривается состав вмененного ему административного правонарушения, а судебные акты подлежат отмене как принятые с нарушением норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.05 по делу N А56-6347/2005 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Компакт" о признании незаконным и отмене постановления Санкт-Петербургской таможни от 26.01.05 по делу об административном правонарушении N 10210000-1949/2004 отказать.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 октября 2005 г. N А56-6347/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника