Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 октября 2005 г. N А56-35984/04
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 апреля 2005 г.
Резолютивная часть постановления оглашена 12.10.2005.
Полный текст постановления изготовлен 17.10.2005.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Кирейковой Г.Г., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от открытого акционерного общества "Вестмет" Кузьмина А.В. (доверенность от 05.01.2005 N 03/05), Чернявской И.В. (доверенность от 28.03.2005 N 8), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу Самаркиной Г.М. (доверенность от 12.09.2005 N 03-05/13976),
рассмотрев 12.10.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.2005 по делу N А56-35984/04 (судья Пасько О.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Вестмет" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Санкт-Петербургу (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу; далее - Инспекция) от 19.07.2004 N 103/11 в части отказа Обществу в возмещении из бюджета 1 064 565 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и об обязании налогового органа возместить Обществу указанную сумму налога путем возврата на его расчетный счет.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.11.2004, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2004, Обществу отказано в удовлетворении требований.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.04.2005 принятые по делу судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.2005 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение от 16.06.2005 и вынести по данному делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований заявителя. Податель жалобы считает, что при реализации на экспорт товаров, приобретенных в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик обязан подать уточненные налоговые декларации за те налоговые периоды, когда приобретен товар и предоставлены налоговые вычеты по внутреннему рынку.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители Общества просили решение суда оставить без изменения, а жалобу Инспекции - без удовлетворения, ссылаясь на письмо налогового управления по Санкт-Петербургу, в котором разъяснено, что в данном случае обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию отсутствует.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Основанием для принятия Инспекцией решения от 19.07.2004 N 103/11 о частичном отказе налогоплательщику в возмещении 1 064 565 руб. НДС по декларации за март 2004 года послужило то обстоятельство, что согласно представленным к проверке счетам-фактурам Обществ ранее (в 2003 году) заявило налоговые вычеты в соответствии с налоговыми декларациями по внутреннему рынку. Инспекция указала на то, что уточненные налоговые декларации по внутреннему рынку за 2003 год с уменьшением суммы налоговых вычетов по спорным счетам-фактурам налогоплательщиком не представлялись. При этом налоговый орган признал, что Обществом выполнены в полном объеме требования, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в обоснование правомерности применения налоговой ставки 0 процентов по заявленным экспортным операциям.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявления, посчитали обоснованным вывод Инспекции об отсутствии у Общества права на возмещение НДС, поскольку налогоплательщиком не были поданы уточненные налоговые декларации по этому налогу по внутреннему рынку за 2003 год.
Кассационная инстанция направила дело в первую инстанцию на новое рассмотрение, указав на неполное рассмотрение судами вопроса о соблюдении налогоплательщиком условий возмещения НДС, предусмотренных главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении суд первой инстанции признал незаконным довод Инспекции о необходимости представления заявителем уточненных налоговых деклараций за 2003 год и о восстановлении ранее принятых сумм НДС к вычету в том налоговом периоде, когда эти вычеты были приняты. Суд указал, что при реализации указанных товаров в режиме экспорта НДС, ранее принятый к вычету, должен быть восстановлен в декларации по этому налогу, но именно за тот период, когда товар будет отгружен в таможенном режиме экспорта, то есть в том налоговом периоде, в котором налогоплательщик осуществил отгрузку продукции на экспорт и оформил ГТД.
Кассационная инстанция считает обжалуемое решение суда правильным и не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены статьями 165, 171, пунктом 3 статьи 172, пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названным нормам для подтверждения права на возмещение сумм НДС путем зачета или возврата из бюджета налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов и вместе с ней предусмотренные статьей 165 НК РФ документы.
В пункте 1 статьи 165 НК РФ указаны документы, которые налогоплательщик должен представить в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, перечисленных в пункте 1 статьи 164 НК РФ.
Как установлено судами и указано в оспариваемом решении Инспекции, в подтверждение обоснованности применения ставки по НДС 0 процентов Общество представило в налоговый орган полный пакет документов, предусмотренный пунктом 1 статьи 165 НК РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму НДС на сумму НДС, уплаченную поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, при наличии счета-фактуры и документов, подтверждающих оплату товаров (работ, услуг) поставщику, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).
При этом вычеты сумм НДС в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) в таможенном режиме экспорта производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, и на основании отдельной налоговой декларации (пункт 3 статьи 172 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 153 НК РФ при применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам, поскольку ставки по НДС при реализации товаров на внутреннем рынке и в режиме экспорта различны (статья 164 НК РФ). В целях правильного определения налоговой базы и исчисления НДС при реализации товаров на внутреннем рынке и в режиме экспорта налогоплательщик обязан обеспечить раздельное ведение учета реализуемой продукции в разрезе применяемых ставок.
В случае, когда на экспорт реализуются товары, приобретенные в предыдущих налоговых периодах, НДС, уплаченный поставщикам, принимается к вычету на основании пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ в том периоде, когда указанные товары были оплачены и оприходованы, поскольку на момент принятия рассматриваемых сумм НДС к вычету налогоплательщиком были выполнены условия для вычета НДС, установленные главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Условия для применения налогового вычета изменяются в том налоговом периоде, в котором товары реализованы на экспорт.
Из совокупности названных норм главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации можно сделать вывод о том, что при реализации указанных товаров в режиме экспорта НДС, ранее принятый к вычету, должен быть восстановлен в декларации по НДС, но именно за тот период, когда товар будет отгружен в таможенном режиме экспорта, то есть в том налоговом периоде, в котором налогоплательщик осуществил отгрузку продукции на экспорт и оформил ГТД. Представление налоговых деклараций за более ранние периоды противоречит принципам налогового права и привело бы к необоснованному начислению пеней по НДС за период с момента приобретения товара до момента помещения его под таможенный режим экспорта, а при соответствующих обстоятельствах - к привлечению к налоговой ответственности в виде наложения штрафа. Указанные суммы налога будут подлежать возмещению при соблюдении условий, предусмотренных статьями 165, 171, 172 и 176 НК РФ, и подлежат включению в установленном порядке в декларацию по НДС по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов. Следовательно, требование Инспекции о представлении Обществом деклараций за 2003 год по внутреннему рынку за период с июня 2003 года по декабрь 2003 года с восстановлением в них ранее принятых сумм НДС к вычету не в том налоговом периоде, когда осуществлен экспорт товаров, а в том, когда эти вычеты были приняты, является незаконным как противоречащее нормам законодательства о налогах и сборах.
Поэтому кассационная инстанция считает ошибочным вывод налогового органа о необходимости подачи налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций за те налоговые периоды, когда приобретен товар и предоставлены налоговые вычеты по внутреннему рынку.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение налогового органа в оспариваемой части, а принятое по делу решение суда от 16.06.2005 является законным и оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.2005 по делу N А56-35984/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 октября 2005 г. N А56-35984/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника