Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 октября 2005 г. N А56-49439/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Ветошкиной О.В. и Малышевой Н.Н., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Техномаш" Житомирского B.C. (доверенность от 30.03.2005 N 14-05) и Матюшиной Н.Н. (доверенность от 30.03.2005 N 15-05), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Санкт-Петербургу Незнаевой М.В. (доверенность от 30.12.2004 N 03-05-3/12323к),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2005 по делу N А56-49439/04 (судьи Фокина Е.А., Петренко Т.И., Черемошкина В.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Техномаш" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (после уточнения заявленных требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 11 по Санкт-Петербургу, (далее - налоговая инспекция) от 19.08.2004 N 12-11/04-156 об отказе в возмещении из бюджета 63 427 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за апрель 2004 года по экспортным операциям и обязании налоговой инспекции возместить Обществу указанную сумму налога путем зачета в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость.
Решением суда первой инстанции от 06.04.2005 (судья Зотеева Л.В.) заявленные Обществом требования удовлетворены. Суд признал недействительным оспариваемое решение налогового органа и обязал налоговую инспекцию возместить Обществу 63 427 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за апрель 2004 года в счет предстоящих платежей по этому налогу.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.07.2005 решение суда от 06.04.2005 изменено. Суд признал решение налоговой инспекции от 19.08.2004 N 12-11/04-156 недействительным в части отказа в возмещении из бюджета 59 468,13 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за апрель 2004 года по экспортным операциям и обязал налоговый орган возместить налогоплательщику указанную сумму налога путем зачета в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление суда и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы считает неправомерным предъявление Обществом в декларации за апрель 2004 года к возмещению из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), связанных с реализацией товара на экспорт, ссылаясь на отсутствие у Общества правильно оформленных счетов-фактур.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества просил оставить ее без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, во исполнение контракта от 03.02.2004 N 2004/012, заключенного с иностранной фирмой "Roundness Texnologies Limited" (Канада), Общество реализовало на экспорт товар. Собрав комплект документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса российской Федерации (далее - НК РФ), Общество 19.05.2004 представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за апрель 2004 года. В налоговой декларации налогоплательщик указал выручку от реализации продукции на экспорт, облагаемую налогом по ставке 0 процентов, и предъявил к возмещению из бюджета 63 427 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), связанных с реализацией товаров на экспорт.
Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов Общество представило в налоговый орган документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 и пунктом 1 статьи 172 НК РФ.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку полученных декларации и документов, по результатам которой приняла решение от 19.08.2004 N 12-11/04-156 и оформила мотивированное заключение от 19.08.2004 N 12-12/04-156 об отказе в возмещении Обществу из бюджета 63 427 руб. налога на добавленную стоимость за апрель 2004 года. Принимая такое решение, налоговый орган исходил из того, что Обществом не подтверждена обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в отношении товаров, заявленных как экспортированные. По мнению налоговой инспекции, налогоплательщик не представил предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ документы, подтверждающие факт поступления валютной выручки от иностранного лица - покупателя товара, а в нарушение требований Инструкции Центрального Банка Российской Федерации N 86-И и Государственного таможенного комитета Российской Федерации N 01-23/26541 от 13.10.99 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товара", действовавшей в проверяемый период, в контракте от 03.02.2004 N 2004/012 не указаны банковские реквизиты иностранного покупателя.
Кроме того, налоговый орган признал неправомерным предъявление Обществом к возмещению из бюджета 5 595, 48 руб. налога на добавленную стоимость на основании счетов-фактур от 04.02.2004 N 837, от 27.02.2004 N 0093, от 29.02.2004 N 518 и от 02.04.2004 N 0000043. По мнению налогового органа, перечисленные счета-фактуры не соответствуют требованиям, установленным в подпункте 4 пункта 5 и пункте 6 статьи 169 НК РФ. Счета-фактуры не содержат сведений о номере платежно-расчетного документа при получении авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также расшифровки подписей директора и главного бухгалтера.
Общество, считая решение налоговой инспекции незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества, признав незаконными приведенные налоговым органом основания отказа налогоплательщику в возмещении из бюджета спорной суммы налога на добавленную стоимость.
Апелляционная инстанция, изменяя решение суда первой инстанции, исходила из того, что счета-фактуры от 27.02.2004 N 0093 и от 02.04.2004 N 0000043, составленные и выставленные ООО "ФАМ" и ООО "КолМет Транс", оформлены с нарушением требований подпункта 4 пункта 5 и пункта 6 статьи 169 НК РФ, следовательно, не могут являться основанием для принятия предъявленных Обществу названными продавцами сумм налога к вычету или возмещению. На этом основании суд апелляционной инстанции подтвердил обоснованность отказа налоговой инспекции налогоплательщику в принятии к вычету (возмещении из бюджета) 3 958,87 руб. налога, уплаченного ООО "ФАМ" и ООО "КолМетТранс". В остальной части решение суда первой инстанции признано законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены статьями 165, 171, пунктами 1 и 3 статьи 172, пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названным нормам для подтверждения права на возмещение сумм налога на добавленную стоимость путем зачета или возврата из бюджета налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов с предусмотренными статьей 165 НК РФ документами. В пункте 1 статьи 165 НК РФ приведен перечень документов, которые подлежат представлению налогоплательщиком в налоговый орган в целях подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров на экспорт.
Решение о возмещении налога либо об отказе в его возмещении из бюджета принимается налоговым органом не позднее трех месяцев со дня представления вышеуказанной декларации с соответствующими документами.
Таким образом, право на возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товара возникает у налогоплательщика в случае документального подтверждения им фактов уплаты налога на добавленную стоимость поставщикам товаров (работ, услуг), относящихся к операциям реализации товаров на экспорт, реально осуществленного экспорта и оплаты иностранным покупателем экспортного товара.
В рассматриваемом случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество вместе с декларацией по ставке 0 процентов за апрель 2004 года представило в налоговую инспекцию полный пакет документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 НК РФ. На основании представленных налогоплательщиком документов суды признали доказанным Обществом факт поступления выручки от иностранного покупателя, указанного в контракте, то есть выполнение им требований подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ.
Ссылку налоговой инспекции на отсутствие в контракте от 03.02.2004 N 2004/012 банковских реквизитов иностранного покупателя как основание отказа в применении Обществом налоговой ставки 0 процентов суды отклонили, обоснованно указав на то, что налоговое законодательство такого условия применения налоговой ставки 0 процентов не содержит.
О наличии иных недостатков в представленных Обществом в соответствии со статьей 165 НК РФ документах налоговая инспекция в жалобе не заявляет.
Кассационная инстанция считает правильным и вывод судов о законном и обоснованном предъявлении Обществом к вычету 1 636,81 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг) по счетам-фактурам от 04.02.2004 N 837 и от 29.02.2004 N 518.
В пункте 1 статьи 171 НК РФ указано, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога (пункт 1 статьи 172 НК РФ) и принятие к учету товаров (работ, услуг).
Порядок оформления и выставления счетов-фактур изложен в статье 169 НК РФ.
Как следует из статьи 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.
Счета-фактуры должны быть составлены с соблюдением требований к их оформлению, изложенных в пунктах 5 и 6 статьи 169 НК РФ.
Правовые последствия несоблюдения требований пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ установлены в пункте 2 статьи 169 НК РФ: счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, предусмотренного указанными пунктами, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В пункте 6 названной нормы предусмотрено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, счет-фактура от 04.02.2004 N 837 (л.д. 62) содержит все предусмотренные статьей 169 НК РФ реквизиты, в том числе расшифровки подписей руководителя организации - Зайцева М.В. и главного бухгалтера - Ступиной Л.Г. Довод налогового органа о том, что расшифровка подписи главного бухгалтера не читаема, отклоняется кассационной инстанцией как не соответствующая имеющимся в деле доказательствам.
Правомерно отклонен судами и довод налоговой инспекции о несоответствии счета-фактуры от 29.02.2004 N 518 требованиям подпункта 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ.
В пункте 5 статьи 169 НК РФ содержится перечень реквизитов, которые в обязательном порядке должны быть указаны в счетах-фактурах, выставленных налогоплательщику продавцом товаров (работ, услуг). К этим сведениям относится, в том числе, номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Судами установлено, что оплата по счету-фактуре от 29.02.2004 N 518 производилась Обществом двумя платежными поручениями, платеж по одному из которых - платежному поручению от 10.02.2004 N 21 - являлся авансовым. Реквизиты этого платежного документа указаны в счете-фактуре.
Следовательно, Обществом не допущено нарушений статьи 169 НК РФ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод о незаконности отказа налогового органа в возмещении Обществу из бюджета 59 468,13 руб. руб. налога на добавленную стоимость по декларации за апрель 2004 года по экспортным операциям, в связи с чем жалоба налогового органа подлежит отклонению.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2005 по делу N А56-49439/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 октября 2005 г. N А56-49439/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника