Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 октября 2005 г. N А05-2511/05-5
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чертилиной З.А.,
судей Афанасьева С.В., Кирилловой И.И.,
рассмотрев 19.05.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "АСХО Тепличное" на решение от 27.05.2005 (судья Антонова Н.Ю.) и постановление апелляционной инстанции от 29.07.2005 (судьи Волков Н.А., Шашков А.Х., Бушева Н.М.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-2511/05-5,
установил:
Открытое акционерное общество "Архэнерго" (далее - ОАО "Архэнерго") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к закрытому акционерному обществу "АСХО Тепличное" (далее - Общество) о взыскании 10 000 руб. задолженности по договору от 01.01.2004 N 735 и 2500 руб. пеней за просрочку платежей.
Определением от 27.04.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент по тарифам и ценам администрации Архангельской области (далее - Департамент).
Решением от 27.05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.07.2005, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые судебные акты и отказать иске, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор от 01.01.2004 N 735, в соответствии с которым ОАО "Архэнерго" (энергоснабжающая организация) обязалось подавать, а Общество - принимать и оплачивать тепловую энергию.
Считая, что за январь 2005 года Общество не в полном размере оплатило потребленную тепловую энергию, ОАО "Архэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Спор между сторонами возник по вопросу применения тарифа.
Общество полагает, что в соответствии со статьей 44 Закона Архангельской области от 30.11.2004 N 283-35-ОЗ тепловая энергия, потребленная Обществом в январе 2005 года, подлежит оплате в размере 60% от установленного тарифа.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют, среди прочих, следующие полномочия:
- устанавливают тарифы на тепловую энергию, за исключением тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
- устанавливают тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им тарифов, уровень которых превышает предельный уровень, установленный Правительством Российской Федерации, подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, осуществляемому в порядке, устанавливаемом правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, до принятия указанного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласование федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов указанного выше решения осуществляется не позднее 30 календарных дней с даты обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положениями об органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утверждаемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, составленными на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятое им с превышением полномочий, установленных указанными нормативными правовыми актами, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 07.07.2003 N 125-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное регулирование тарифов в соответствии с Законом, является юридическим лицом.
Согласно Положению о Департаменте он является правопреемником региональной энергетической комиссии Архангельской области и в его компетенцию входит государственное регулирование тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию.
Пунктом 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, разработанных во исполнение статьи 5 Закона и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, установлено, что применение льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию допускается при наличии соответствующего решения регулирующего органа, согласованного в установленном порядке с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, в котором указаны потребители (группы потребителей), в отношении которых законодательно установлено право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов энергоснабжающих (энергосбытовых) организаций.
Списки потребителей электрической и тепловой энергии, имеющих право на льготы (за исключением физических лиц), подлежат опубликованию в установленном порядке.
Поскольку суд установил, что ОАО "Архэнерго" применило утвержденный и введенный в действие с 01.01.2005 постановлением Департамента от 05.11.2004 N 2-э/1 тариф на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Архэнерго" для теплично-парниковых хозяйств, в том числе для Общества в размере 503,40 руб./Гкал., вывод о правомерности требования является правильным.
Довод жалобы о том, что рассматриваемое денежное обязательство согласно статье 44 Закона Архангельской области от 30.11.2004 N 283-35-ОЗ, устанавливающей для тепличных хозяйств 60-процентную ценовую ставку оплаты потребленной тепловой энергии, является бюджетным обязательством Архангельской области по предоставлению субсидий истцу на покрытие выпадающих доходов, поэтому в удовлетворении иска должно быть отказано, несостоятелен.
Для предоставления истцу льготы по оплате тепловой энергии, отпускаемой ОАО "Архэнерго", необходимо соответствующее решение регулирующего органа, согласованное в установленном порядке с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, в котором законодательно установлены право ответчика на льготы по оплате тепловой энергии, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов энергоснабжающей (энергосбытовой) организации. Наличие либо отсутствие бюджетных обязательств Архангельской области по компенсации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, предоставляющих льготы, в данном случае не имеет правового значения.
Кассационная инстанция не усматривает нарушений судом норм материального и процессуального права и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 27.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 29.07.2005 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-2511/05-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "АСХО Тепличное" - без удовлетворения.
Председательствующий |
З.А. Чертилина |
И.И. Кириллова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 октября 2005 г. N А05-2511/05-5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника