Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 октября 2005 г. N А26-1006/2005-16
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Кирилловой И.И. и Чертилиной З.А.,
рассмотрев 18.10.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Наш дом" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.07.2005 по делу N А26-1006/2005-16 (судья Коростелева В.И.),
установил:
Товарищество собственников жилья "Наш дом" (далее - Товарищество) обратилось в арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК) о взыскании (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) 13 420,98 руб. расходов, понесенных в связи с предоставлением в 2002 и 2004 году гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ) и Законом Республики Карелия от 25.07.1995 N 69-ЗРК "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Карелия" и порядке его присвоения" (далее - Закон N 69-ЗРК).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Петрозаводска (далее - Администрация)
Решением от 06.07.2005, которое в апелляционном порядке не обжаловалось, иск удовлетворен частично. С Минфина РК в пользу Товарищества за счет казны Республики Карелия взыскано 6 821,18 руб. компенсации расходов по предоставлению льгот, предусмотренных Законом N 69-ЗРК. В удовлетворении требования о взыскании 6 599,8 руб. расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, предусмотренных Законом N 5-ФЗ, отказано.
В кассационной жалобе Товарищество просит отменить решение в части отказа в удовлетворении исковых требований в связи с нарушением норм материального права.
Податель жалобы указывает на то, что статьей 10 Закона N 5-ФЗ бюджет субъекта Российской Федерации определен в качестве источника предоставления льгот и вопрос об определении порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, находится в компетенции органов государственной власти Республики Карелия.
В отзыве на кассационную жалобу Минфин РК просит оставить обжалуемое решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
Товарищество, Минфин РК и Администрация надлежаще уведомлены о времени и месте слушания дела, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, при взимании платы за жилье и коммунальные услуги в 2002 и 2004 гг. истец предоставлял гражданам льготы в виде 50-процентной скидки в оплате в соответствии с Законом N 5-ФЗ и Законом N 69-ЗРК.
Понесенные в связи с этим расходы были возмещены Товариществу не в полном объеме, что послужило основанием для предъявления настоящего иска в арбитражный суд.
В соответствии со статьями 3 и 4 Закона N 69-ЗРК социальная защита лиц, которым присвоено звание "Ветеран труда Республики Карелия", обеспечивается на территории Республики Карелия мерами социальной защиты, предусмотренными Законом N 5-ФЗ для ветеранов труда.
Финансирование расходов на реализацию прав и льгот этим лицам производится за счет республиканского бюджета.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пунктами 6 и 7 статьи 22 Закона" следует читать "подпунктами 6 и 7 пункта 2 статьи 22 Закона"
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 22 Закона N 5-ФЗ ветеранам труда предоставлено право на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50%.
Факт предоставления льгот и обоснованность требований Товарищества по размеру установлены судом и подтверждаются материалами дела.
При таких обстоятельствах судом обоснованно удовлетворены требования истца о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Законом N 69-ЗРК, за счет казны субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем суд, сославшись на исполнение Республикой Карелия в полном объеме обязательств по предоставлению субвенций на реализацию Закона N 5-ФЗ, предусмотренных Законом Республики Карелия "О республиканском бюджете на 2002 год", и на недостаточность выделенных средств, отказал в удовлетворении требований Товарищества о взыскании с Минфина РК расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Законом N 5-ФЗ.
При этом суд указал на то, что при недостаточности средств, выделенных бюджетом субъекта Российской Федерации на реализацию Закона N 5-ФЗ, взыскание выпадающих доходов должно производиться с публичного образования, законом которого предоставлены льготы.
Кассационная инстанция не может согласиться с данным выводом.
Согласно статье 10 Закона N 5-ФЗ расходы на реализацию льгот по оплате жилья и коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок возмещения данных расходов утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Поскольку судом установлено, что денежных средств, выделенных из бюджета Республики Карелия, оказалось недостаточно для возмещения всех расходов, связанных с предоставлением ветеранам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, требования истца подлежали удовлетворению в полном объеме за счет казны субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемое решение подлежит изменению.
В связи с тем, что Минфин РК в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не освобождается от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по иску и кассационной жалобе подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.07.2005 по делу N А26-1006/2005-16 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с Министерства финансов Республики Карелия в пользу товарищества собственников жилья "Наш дом" за счет казны Республики Карелия 13 420,98 руб.
Взыскать с Министерства финансов Республики Карелия в доход федерального бюджета 672 руб. 12 коп. государственной пошлины по иску".
Взыскать с Министерства финансов Республики Карелия в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
С.В.Афанасьев |
З.А.Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 октября 2005 г. N А26-1006/2005-16
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника