Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 апреля 1999 г. N А42-118/99-3
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Троицкой Е.П. и Ломакина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.02.99 по делу N А42-118/99-3 (судьи Сачкова Н.В., Бубен В.Т., Дмитриевская Л.Е.),
установил:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мурманский государственный педагогический институт" (далее - ГОУ) обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения Территориальной государственной налоговой инспекции по Октябрьскому округу города Мурманска (далее - ГНИ) от 17.03.98 N 91-02/83 в части применения финансовых санкций за неучет объектов обложения налогами на добавленную стоимость и на пользователей автомобильных дорог и пеней за несвоевременное внесение налогов, а также о возврате из соответствующих бюджетов 167 511 рублей взысканных и добровольно уплаченных санкций, пеней и налогов, ссылаясь в обоснование заявленного требования на положения статей 40, 45 и 47 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (в том числе в редакции Закона, введенной в действие с 15.01.96 Федеральным законом от 13.01.96 N 12-ФЗ), в соответствии с которыми деятельность по оказанию платных дополнительных образовательных услуг, а также по реализации производимой продукции, работ и услуг не является предпринимательской, если получаемый доход реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.
В процессе рассмотрения дела произведено процессуальное правопреемство Территориальной государственной налоговой инспекции по Октябрьскому округу города Мурманска Государственной налоговой инспекцией по городу Мурманску.
Решением от 05.02.99 иск удовлетворен.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить решение как принятое с нарушением норм материального права Налоговая инспекция считает, что льготы по налогам могут предоставляться только на основании налогового законодательства, а Закон Российской Федерации "Об образовании" не может служить правовым основанием для освобождения образовательных учреждений от уплаты налогов. Кроме того, по мнению инспекции, нормы Закона Российской Федерации "Об образовании", дающие понятие предпринимательской деятельности, отличное от приведенного в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, не должны применяться в силу положений статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 30.11.94 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" как противоречащие пункту 1 статьи 2 и пункту 2 статьи 3 названного Кодекса.
ГНИ и ГОУ о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, в ходе проведения документальной проверки соблюдения налогового законодательства, полноты и своевременности перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды ГОУ за 1997 год налоговая инспекция установила, что учреждение, имея доход от сдачи помещений в аренду и оказания платных образовательных услуг, необоснованно воспользовалось налоговой льготой, предусмотренной статьями 40, 45 и 47 Закона Российской Федерации "Об образовании", не исчислило и не уплатило с названного дохода налог на пользователей автомобильных дорог. В связи с этим, а также с учетом непредставления истцом в налоговую инспекцию расчетов по вышеуказанному налогу Госналогинспекция привлекла ГОУ к ответственности, предусмотренной статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налоговые льготы могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Согласно пункту 3 статьи 40 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.
Статьей 45 этого Закона, закрепившей право государственных и муниципальных образовательных учреждений оказывать платные дополнительные образовательные услуги, установлено, что доход от указанной деятельности реинвестируется в данное образовательное учреждение, в том числе на увеличение расходов на заработную плату, а также указано, что данная деятельность не относится к предпринимательской.
Не относится к предпринимательской и деятельность образовательного учреждения по реализации производимой продукции, если получаемый доход реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении, на что прямо указано в пункте 3 статьи 47 Закона Российской Федерации "Об образовании".
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", статьей 2, подпунктом "а" пункта 1 статьи 3 и абзацем 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" плательщиками налога на добавленную стоимость являются организации и другие категорий плательщиков, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и имеющие обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров как собственного производства, так и приобретенных.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Таким образом, данный налог не уплачивается при отсутствии налогооблагаемых оборотов на территории Российской Федерации либо при наличии таковых оборотов, но к которым могут быть применены льготы на основании федеральных законов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог является сумма реализации продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг.
Пунктом 18 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" разъяснен общий порядок определения облагаемой данным налогом базы и исчисления налога, согласно которому при исчислении налогооблагаемой базы из выручки от реализации продукции (работ, услуг) исключаются налог на добавленную стоимость, акцизы (по организациям - изготовителям подакцизных товаров), налог на реализацию горюче-смазочных материалов (по организациям, реализующим горюче-смазочные материалы), экспортные пошлины (по организациям, осуществляющим экспортную деятельность), лицензионные сборы за производство, розлив и хранение алкогольной продукции, суммы установленных процентных надбавок к розничным ценам на радиоприемники и телевизоры.
Вместе с тем в пункте 21 названной Инструкции перечислены особенности налогообложения отдельных категорий плательщиков и применения ставок, которые необходимо учитывать при исчислении налога на пользователей автомобильных дорог.
Согласно пункту 21.2 Инструкции учреждения, финансируемые собственником (в том числе бюджетные), и другие некоммерческие организации уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог в том случае, если они имеют доходы от предпринимательской деятельности.
Понятие предпринимательской деятельности определено в части третьей пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данная норма является общей нормой.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "с 16.11.97 N 114-ФЗ" следует читать "с 16.11.97 N 144-ФЗ"
Однако Закон Российской Федерации "Об образовании" (в том числе в редакции, введенной в действие с 15.01.96 Федеральным законом от 13-01.96 N 12-ФЗ и с 16.11.97 N 114-ФЗ, то есть после принятия и введения в действие частей первой и второй Гражданского кодекса Российской Федерации) содержит специальную норму, определяющую понятие предпринимательской деятельности образовательного учреждения В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать законы, что распространяется и на Федеральный закон "Об образовании".
Именно эта норма правомерно применена судом при рассмотрении данного спора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.22.99 по делу N А42-118/99-3 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 апреля 1999 г. N А42-118/99-3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника