Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 октября 2005 г. N А56-8336/2005
Резолютивная часть постановления объявлена 19.10.2005.
Полный текст постановления изготовлен 24.10.2005.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Асмыковича А.В., Кирейковой Г.Г.,
при участии от открытого акционерного общества высоковольтного оборудования "Электроаппарат" Нуррилина К.Р. (доверенность от 23.09.2005 N 78), Красавиной Е.М. (доверенность от 09.09.2005 N 68), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Василеостровскому району Санкт-Петербурга Ивашкова В.Г. (доверенность от 25.01.2005 N 01/1930),
рассмотрев 19.10.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Василеостровскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2005 (судья Исаева И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2005 (судьи Борисова Г.В., Масенкова И.В., Шестакова М.А.) по делу N А56-8336/2005, установил:
Открытое акционерное общество высоковольтного оборудования "Электроаппарат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Василеостровскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 20.01.2005 N 18/11 об отказе Обществу в возмещении 933 647 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за сентябрь 2004 года и об обязании Инспекции возместить Обществу 933 647 руб. НДС указанный период путем зачета в счет предстоящих платежей.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2005, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2005, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и вынести новое решение - об отказе Обществу в удовлетворении его требований. По мнению налогового органа, Общество повторно вместе с налоговой декларацией за сентябрь 2004 года представило счет-фактуру от 24.06.2004 N 00000041, ранее уже представленный по декларации за июль 2004 года. Кроме того, Инспекция считает, что заявитель не обеспечил раздельный учет затрат по производству и реализации товаров, облагаемых по разным ставкам НДС.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представители Общества просили судебные акты оставить без изменения, а жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, установила следующее.
Общество представило в налоговый орган декларацию по НДС по налоговой ставке 0 % за сентябрь 2004 года, указав к возмещению из бюджета 2 560 107 руб. налога.
Инспекция проверила в камеральном порядке представленные налогоплательщиком декларацию и документы для подтверждения его права на применение указанной ставки налога и налоговых вычетов и составила акт от 19.01.2005 б/н, в котором сделала вывод о неправомерном заявлении Обществом 933 647 руб. налоговых вычетов. По итогам рассмотрения материалов проверки Инспекцией вынесено решение от 20.01.2005 N 18/11, которым признано правомерным возмещение 1 436 969 руб. НДС и отказано в возмещении 933 647 руб. налога.
Налоговый орган пришел к выводу о том, что Общество в июле 2004 года уже предъявляло к возмещению НДС по счету-фактуре от 24.06.2004 N 00000041, приложенному к налоговой декларации по НДС за сентябрь 2004 года. Кроме того, Инспекция указала на нарушение налогоплательщиком требований статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку Обществом не организован раздельный учет затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по разным ставкам.
Общество не согласилось с решением Инспекции в части отказа в возмещении налога и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, суды указали на то, что приказ об учетной политике налогоплательщика составлен с соблюдением норм налогового законодательства, а вывод Инспекции о повторном предъявлении суммы НДС по одному и тому же счету-фактуре не соответствует обстоятельствам дела.
Кассационная инстанция считает, что суды правильно применили нормы материального права.
Право налогоплательщика на возмещение из бюджета сумм НДС, уплаченных при осуществлении операций, подлежащих налогообложению по ставке 0 % (пункт 1 статьи 164 НК РФ), и порядок реализации этого права установлены статьями 165, 171 - 172 и пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на суммы налога (вычеты), предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения и приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии первичных документов.
Таким образом, НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) принимается к вычету при соблюдении четырех условий: товары (работы, услуги) приняты на учет; НДС по ним уплачен; имеется счет-фактура, выставленный поставщиком товаров (работ, услуг); товары (работы, услуги) предназначены для использования в операциях, облагаемых НДС.
По товарам (работам, услугам), используемым в рамках экспортных операций, предусмотрено еще одно условие в соответствии с пунктом 3 статьи 172 НК РФ - представление в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0 процентов, а также документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Следовательно, по товарам (работам, услугам), предназначенным для экспортных операций, "входной" НДС можно принять к вычету только при соблюдении всех перечисленных условий.
Пунктом 1 статьи 153 НК РФ установлено, что при применении налогоплательщиками, реализующими товары (работы, услуги), различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.
Согласно пункту 6 статьи 166 НК РФ сумма НДС по операциям реализации товаров, облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0 %, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
Из приведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщику вменено в обязанность вести учет таким образом, чтобы иметь возможность определить налоговую базу по операциям, облагаемым по различным ставкам. На необходимость ведения раздельного учета сумм "входного" налога указано в пункте 3 статьи 172 НК РФ, предусматривающем особый порядок налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций. При этом установленная особенность возмещения НДС относится ко всем, без исключения, составляющим, использованным для производства и реализации товаров в таможенном режиме экспорта, а именно: сырью, материалам, топливу, энергии, воде, транспортным услугам сторонних организаций и прочему.
Правила раздельного учета сумм "входного" НДС для реализации товаров на экспорт Налоговым кодексом Российской Федерации не определены. Следовательно, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать методику ведения учета "входного" НДС и закрепить ее в приказе об учетной политике.
Приказом от 30.12.2003 N 110 налогоплательщик утвердил учетную политику организации на 2004 год. Пунктом 3.1.5.1 Приложения N 1 к приказу предусмотрено, что НДС, уплаченный поставщикам по товарам (работам, услугам), включая уплаченный при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, за налоговый период распределяется между экспортом и реализацией на территории Российской Федерации пропорционально удельному весу выручки от реализации товаров (работ, услуг) на экспорт и на территории Российской Федерации в общей сумме выручки от реализации (без учета НДС).
Согласно пункту 3.1.5.2 названного приложения "НДС, уплаченный по товарам (работам, услугам), приходящийся на экспорт, с учетом НДС по неподтвержденному экспорту за предыдущий период, пересчитывается на удельный вес подтвержденного экспорта за отчетный период в общем объеме реализации товаров (работ, услуг) на экспорт. Доля подтвержденного экспорта определяется за отчетный месяц. В этом случае НДС, приходящийся на подтвержденный экспорт, определяется за месяц с учетом остатка на начало месяца". Данный приказ принят Обществом с учетом требований ПБУ 1/98 "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации".
Следовательно, расчет долей НДС, приходящихся на экспорт и на внутренний рынок, произведенный Обществом в спорный налоговый период, не противоречит утвержденной налогоплательщиком учетной политике, в силу чего является правильным.
Несостоятельным кассационная инстанция считает и довод Инспекции о том, что налогоплательщик дважды - в июле и в сентябре 2004 года - предъявил НДС по одному и тому же счету-фактуре. Как правильно установили суды, указанный счет-фактура оплачен платежным поручением от 28.07.2004 N 1229 на сумму 27 974 513 руб., в том числе 4 267 299 руб. НДС. Общество в июле 2004 года предъявило к возмещению 3 333 652 руб. НДС, а в сентябре - 933 647 руб. Таким образом, в сентябре 2004 года налогоплательщик предъявил к возмещению остаток суммы НДС по указанному счету-фактуре, что соответствует приказу об учетной политике заявителя и налоговому законодательству.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств обратного Инспекция не представила и на них не ссылается в кассационной жалобе. Такие доказательства отсутствуют и в материалах дела.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке доказательств, что в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции и отмены принятых по делу судебных актов.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2005 по делу N А56-8336/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Василеостровскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Г.Г. Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 октября 2005 г. N А56-8336/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника