Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 октября 2005 г. N А26-3254/2005-213
Резолютивная часть постановления оглашена 19.10.2005.
Полный текст постановления изготовлен 20.10.2005.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Асмыковича А.В., Кирейковой Г.Г.,
рассмотрев 19.10.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.06.2005 по делу N А26-3254/2005-213 (судья Левичева Е.И.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Беломорская база переработки и лова рыбы" (далее - общество) 5 000 руб. штрафа на основании статьи 118 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение им срока представления в налоговый орган сведений о закрытии банковского счета.
Решением суда от 15.06.2005 инспекции отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда от 15.06.2005 и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявления инспекции. По мнению подателя жалобы, вывод суда о том, что специальный транзитный валютный счет не подпадает под признаки счета, указанные в статье 11 НК РФ, является ошибочным. Податель жалобы считает, что специальный транзитный валютный счет открывается налогоплательщикам на основании договора банковского счета, на него зачисляются и с него могут расходоваться денежные средства, а следовательно, обязанность налогоплательщика письменно в десятидневный срок сообщить в налоговый орган об открытии или закрытии счетов распространяется и на специальные транзитные валютные счета.
В судебное заседание представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились, поэтому дело рассмотрено без их участия.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что обществом 19.06.2003 в Мурманском филиале ЗАО "Балтийский банк" открыт специальный транзитный валютный счет N 40702978700112158670, который закрыт банком 25.11.2004. Данный факт подтвержден сообщением банка, полученным инспекцией 03.12.2004.
О закрытии названного счета в банке налогоплательщик в десятидневный срок в налоговый орган письменно не сообщил, что отражено в акте от 26.01.2005 N 12. Данный акт направлен налогоплательщику и ему предложено в двухнедельный срок со дня его получения представить в инспекцию свои объяснения и возражения.
Возражения на акт налоговой проверки общество в установленный срок в инспекцию не представило.
Инспекция 01.03.2005 вынесла решение N 12 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании статьи 118 НК РФ в виде взыскания 5 000 руб. штрафа за совершение правонарушения, выразившегося в непредставлении в налоговый орган информации о закрытии банковского счета в срок, установленный пунктом 2 статьи 23 НК РФ. На основании указанного решения обществу выставлено требование от 05.03.2005 N 42 об уплате налоговой санкции, в котором налогоплательщику предложено добровольно уплатить сумму штрафа в срок до 10.03.2005.
Поскольку штраф в добровольном порядке обществом уплачен не был, инспекция обратилась с заявлением о его принудительном взыскании в арбитражный суд.
Отказывая инспекции во взыскании с общества штрафа, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии либо закрытии счетов.
Согласно статье 118 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного Налоговым кодексом Российской Федерации срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
В пункте 2 статьи 11 НК РФ определено понятие счета, согласно которому счета - это расчетные и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, к используемому в Налоговом кодексе Российской Федерации понятию "счет" применяются три требования:
- наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке;
- возможность зачисления на счет денежных средств;
- возможность расходования денежных средств со счета.
В соответствии с пунктом 13 Указания Центрального банка Российской Федерации от 20.10.1998 N 383-У "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее - Указание N 383-У) специальный транзитный валютный счет открывается уполномоченным банком без участия резидента в целях учета совершаемых резидентом операций покупки иностранной валюты на валютном рынке и ее обратной продажи.
На специальный транзитный валютный счет зачисляются поступления в иностранной валюте в пользу резидента. Списание иностранной валюты со специального транзитного валютного счета резидента допускается только в случаях и порядке, установленных пунктом 4 Указания N 383-У.
Следовательно, специальный транзитный валютный счет открывается резиденту банком без заключения договора банковского счета в одностороннем порядке в целях осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства. Открытие специального транзитного валютного счета является обязательным в силу императивных требований банковского и валютного законодательства и не зависит от волеизъявления налогоплательщика. Специальный транзитный валютный счет открывается одновременно с текущим валютным счетом и не является самостоятельным предметом договора банковского счета. Правовым режимом указанного счета, установленным Указанием N 383-У, не предусмотрено осуществление операций по уплате и взысканию налогов.
Таким образом, поскольку специальный транзитный валютный счет не подпадает под признаки счета, указанные в статье 11 НК РФ, у Общества отсутствовала обязанность сообщать в налоговый орган об открытии названного счета.
Кроме того, пунктом 5 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Поскольку специальный транзитный счет не является счетом, с которого может производиться взыскание налога, то необходимость извещать налоговые органы о его открытии или закрытии отсутствует.
Учитывая изложенное, вывод суда об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 118 НК РФ, является законным, а потому кассационная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.06.2005 по делу N А26-3254/2005-213 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Г.Г. Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 октября 2005 г. N А26-3254/2005-213
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника