Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 сентября 2001 г. N 2520
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Никитушкиной Л.Л., Пастуховой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району Калининграда на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.07.01 по делу N 2520 (судьи Лузанова З.Б., Приходько Е.Ю., Гелеверя Т.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вагоностроительная компания" (далее - ООО, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о признании недействительным постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району Калининграда от 19.01.01 N 5 о привлечении ООО к ответственности за неуплату налогов на прибыль, на имущество, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а также сбора на содержание милиции за 9 месяцев 2000 года.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району Калининграда (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд со встречным иском о взыскании с ООО "Вагоностроительная компания" 169 059 руб. штрафа за неуплату указанных налогов.
Решением суда от 02.07.01 иск Предприятия удовлетворен в полном объеме, а встречный иск налоговой инспекции отклонен.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда, отказать ООО "Вагоностроительная компания" в иске и удовлетворить встречный иск налоговой инспекции.
Истец и ответчик о месте и времени слушания дела извещены, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела усматривается, что налоговая инспекция провела камеральную проверку расчетов истца за 9 месяцев 2000 года по налогам на прибыль, на имущество, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а также по сбору на содержание милиции и по результатам проверки приняла постановление от 19.01.01 N 5. Согласно указанному постановлению Предприятие, имея в третьем квартале 2000 года численность работающих инвалидов менее 50% (46%) от среднесписочной численности работников ООО, не произвело перерасчет по названным налогам за первый и второй кварталы 2000 года при определении сумм этих налогов, подлежащих уплате по итогам девяти месяцев 2000 года. При этом налоговая инспекция не оспаривает, что численность инвалидов на Предприятии в первом и втором кварталах 2000 года составляла более 50% от среднесписочной численности работающих и ООО "Вагоностроительная компания" правомерно пользовалось льготами по налогу на прибыль, на имущество, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а также по сбору на содержание милиции в первом и втором кварталах 2000 года как предприятие, на котором инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников. В соответствии с постановлением налоговой инспекции от 19.01.01 N 5 ООО "Вагоностроительная компания" должна перечислить в бюджет дополнительно 312 011 руб. налога на прибыль, 406 375 руб. налога на имущество, 126 531 руб. налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, 381 руб. сбора на содержание милиции, пени, начисленные за неуплату этих сумм, и 169 059 руб. штрафа, начисленного на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению кассационной инстанции, суд правомерно признал недействительным постановление налогового органа от 19.01.01 N 5 и отказал налоговой инспекции в удовлетворении иска о взыскании с Предприятия штрафа, поскольку названное постановление не соответствует действующему законодательству.
Согласно Закону Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (пункт 2 статьи 6), Закону Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" (пункт "и" статьи 4), Положению о местных налогах и сборах, утвержденному решением городской Думы Калининграда от 20.10.94 N 30, ставка налога на прибыль понижается на 50%, если от общего числа работников предприятия инвалиды составляют не менее 50% и эти предприятия освобождаются от уплаты налога на имущество, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а также сбора на содержание милиции.
Вышеуказанные налоги и сбор исчисляются нарастающим итогом с начала года, но при этом налогоплательщик представляет в налоговые органы квартальную отчетность, указывая в ней как объекты налогообложения, суммы начисленных налогов, так и наличие льгот, при которых налогоплательщик вправе уменьшить подлежащую уплате в бюджет ежеквартально сумму налога.
В данном случае налоговая инспекция не оспаривает, что истец правомерно не уплачивал в первом и втором кварталах 2000 года налог на имущество, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а также сбор на содержание милиции и уменьшал на 50% ставку налога на прибыль при исчислении суммы этого налога, подлежащей уплате в бюджет за указанные отчетные периоды. Предприятие не вправе было пользоваться названными льготами только в третьем квартале 2000 года. Правовых оснований для распространения ситуации, сложившейся на Предприятии в этом отчетном периоде, на предшествующие отчетные периоды, по мнению кассационной инстанции, у налоговой инспекции не имеется. Законодательством не предусмотрена обязанность налогоплательщиков в таких случаях осуществлять перерасчет сумм налогов, рассчитанных и уплаченных в предшествующие отчетные периоды в течение года с учетом реально имеющейся льготы, если в конце года (в последующие отчетные периоды) налогоплательщик не имел права на льготу, так как число инвалидов, работающих на Предприятии, изменилось и составило менее 50% от общего числа работников Предприятия.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
Руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.07.01 по делу N 2520 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району Калининграда - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 сентября 2001 г. N 2520
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника