Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 октября 2001 г. N А56-14954/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Кочеровой Л.И. и Пастуховой М.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга Соседенко Г.Н. (доверенность от 03.04.01 N 01-06/6032), от Управления Федерального казначейства по Санкт-Петербургу Кагановского А.В. (доверенность от 27.09.01),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 27.06.01 (судья Шульга Л.А.) и постановление апелляционной инстанции от 20.08.01 (судьи Баталова Л.А., Асмыкович А.В., Левченко Ю.П.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-14954/01,
установил:
Закрытое акционерное общество "СОВЭКС" (далее - ЗАО) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС) возместить из бюджета 3 388 361 рубль налога на добавленную стоимость (далее - НДС), уплаченного поставщикам топлива, экспортированного в августе и ноябре 2000 года. Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу (далее - УФК) привлечено к участию в деле в качестве 3-го лица.
Решением от 27.06.01 суд удовлетворил иск на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 и статьи 7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон "О НДС").
Апелляционная инстанция постановлением от 20.08.01 отклонила доводы жалобы ИМНС и оставила решение суда без изменения, указав, что у налогового органа отсутствуют основания для неисполнения обязанностей, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать ЗАО в иске. По мнению налогового органа, суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание то обстоятельство, что поставщики истца не исполнили свои обязанности по уплате НДС, вследствие чего в бюджете отсутствует источник возмещения истцу налога.
В отзыве на жалобу ЗАО просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая на несостоятельность доводов налогового органа.
Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени слушания дела, однако представитель ЗАО в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ИМНС поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель УФК считает судебные акты законными и обоснованными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы ИМНС, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела 23.01.01 ЗАО обратилось в ИМНС с заявлением о возмещении из бюджета НДС, уплаченного поставщикам экспортированного топлива за август и ноябрь 2000 года. При этом истец представил в налоговый орган расчет НДС по экспорту и документы, подтверждающие его право на применение льготы, установленной подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона "О НДС".
ИМНС провела выездную налоговую проверку правомерности предъявления истцом сумм НДС к возмещению из бюджета, в ходе которой ЗАО документально подтвердило факт уплаты 3 388 361 рубля НДС при приобретении реактивного топлива, реализованного на экспорт, что отражено в акте от 20.03.01 N 1100369. Однако 21.05.01 ИМНС приняла решение N 1100369 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля для установления факта перечисления в бюджет сумм НДС поставщиками истца - ЗАО "Пулково ГСМ" и ООО "Авиафлот-М". До получения результатов дополнительной проверки ИМНС отложила решение вопроса о возмещении из бюджета сумм НДС по заявлению ЗАО от 23.01.01.
Право налогоплательщика на возмещение из бюджета или зачет НДС при исчислении налога установлено статьей 7 Закона "О НДС", которой определены и условия реализации этого права. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение (зачет) НДС при экспорте товаров (работ, услуг) предусмотрен пунктом 3 статьи 7 Закона "О НДС". Согласно названной норме в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникшая разница рассчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.
Аналогичный порядок возмещения НДС при экспорте товаров (работ, услуг) установлен пунктом 1 статьи 176 НК РФ, введенной в действие с 01.01.01. Пунктом 4 названной нормы срок возмещения сумм НДС по заявлению налогоплательщика увеличен до трех месяцев, в течение которого налоговый орган должен произвести проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принять решение о возмещении налога путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. При этом в случае, если налоговым органом в течение этого срока не вынесено решения об отказе и налогоплательщику не представлено мотивированное заключение, налоговый орган обязан принять решение о возмещении НДС на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, уведомив налогоплательщика о принятом решении в течение 10 дней.
Исходя из положений пункта 3 статьи 7 Закона "О НДС", пунктов 21-22 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция N 39), а также статей 171 и 176 НК РФ право налогоплательщика на возмещение (зачет) НДС при экспорте товаров (работ, услуг) обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров и фактом реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными пунктом 22 Инструкции N 39 и статьей 165 НК РФ.
Названными нормами право на возмещение (зачет) НДС не связывается с фактическим внесением суммы налога в бюджет поставщиками экспортных товаров, являющимися самостоятельными налогоплательщиками, и не установлена обязанность налогоплательщика подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению или зачету. Согласно пункту 3 статьи 7 Закона "О НДС" и пункту 4 статьи 176 НК РФ суммы НДС возмещаются из федерального бюджета в срок, установленный со дня получения расчета (налоговой декларации) и документов, подтверждающих право налогоплательщика на применение экспортной льготы, а не результатов проверок его поставщиков. При этом источником возмещения НДС являются "общие платежи налогов", а не суммы НДС, уплаченные поставщиками экспортных товаров (работ, услуг).
В данном случае согласно акту ИМНС от 20.03.01 N 1100369 факт представления ЗАО в налоговый орган расчетов по НДС и документов, предусмотренных пунктом 22 Инструкции N 39 и статьей 165 НК РФ, подтвержден, поэтому ИМНС обязана произвести возмещение истцу 3 388 361 рубля НДС в установленный пунктом 4 статьи 176 НК РФ срок. В ходе судебного разбирательства ответчик также не оспорил факт уплаты ЗАО указанной суммы НДС при приобретении топлива и факт его реализации на экспорт, а следовательно, у ИМНС отсутствовали основания для отказа истцу в возмещении налога. Поскольку ответчик не исполнил обязанность, предусмотренную статьей 176 НК РФ, в установленный пунктом 4 названной нормы срок, суд обоснованно решением от 27.06.01 обязал ИМНС возместить ЗАО 3 388 361 рубль НДС, правомерно признав бездействие налогового органа незаконным.
Следует также отметить, что в случае неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками или производителями экспортных товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, в силу статей 32, 82, 87, 45, 46 и 47 НК РФ налоговые органы вправе решить вопрос о принудительном исполнении ими этой обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг) и реализацию прав экспортера на возмещение уплаченного им НДС.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы ИМНС, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 27.06.01 и постановление апелляционной инстанции от 20.08.01 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-14954/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 октября 2001 г. N А56-14954/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника