Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 октября 2005 г. N А56-2386/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 сентября 2005 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2005 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Сергеевой И.В.,
судей Грачевой И.Л., Кадулина А.В.,
при участии от прокурора Раздобреевой Н.Г., от ОАО "РЖД" Ковизиной Л.А. (доверенность от 13.12.2004), от КУГИ Галицкого А.В. (доверенность от 11.01.2005), от ЗАО "Стройинвест" Путенихина Д.И. (доверенность от 09.03.2005), от КЗРиЗ Турутиной Е.И. (доверенность от 30.12.2004),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.05.2005 по делу N А56-2386/2005 (судья Швецова Н.П.),
установил:
Прокурор Санкт-Петербурга обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) и закрытому акционерному обществу "Стройинвест" (далее - ЗАО "Стройинвест") о признании недействительным заключенного между ответчиками договора от 16.12.2002 N 21-ЗК02320 аренды земельного участка и применении последствий недействительности ничтожной сделки путем обязания ЗАО "Стройинвест" освободить земельный участок площадью 468 кв. м, расположенный в границах полосы отвода железной дороги по адресу: Санкт-Петербург, Балканская площадь, д. 5, лит. М.
В качестве истца к участию в деле привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), в качестве третьего лица - Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ).
Решением от 20.05.2005 договор аренды от 16.12.2002 признан недействительным, в остальной части в иске отказано. Суд исходил из того, что земельный участок, находящийся в полосе отвода, предоставлен в пользование ЗАО "Стройинвест" без согласования с железной дорогой, однако поскольку на земельном участке находится объект недвижимости, право собственности на который зарегистрировано за ЗАО "Стройинвест", оснований для выселения не имеется.
В апелляционной инстанции решение не пересматривалось.
В кассационной жалобе КУГИ просит отменить указанное решение, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, доказательств того, что спорный земельный участок находится в полосе отвода железной дороги, не представлено; ОАО "РЖД" не оформило в установленном порядке границы землепользования полосы отвода; земельный участок был предоставлен правопредшественнику ЗАО "Стройинвест" в 1994 году для строительства, в этих целях изъят частично из состава земель запаса города, частично - у Департамента строительства; железная дорога никаких требований по поводу данного участка не предъявляла.
В судебном заседании представитель КУГИ поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представители ЗАО "Стройинвест" и КЗРиЗ поддержали позицию КУГИ. Прокурор и представитель ОАО "РЖД" против удовлетворения жалобы возражали, считая правильными выводы суда о том, что спорный участок находится в полосе отвода железной дороги и без согласования с нею не мог быть предоставлен в пользование обществу.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Стройинвест" является собственником торгового павильона N 7 площадью 422,8 кв. м по указанному выше адресу, государственная регистрация права собственности произведена 09.10.2001, о чем выдано свидетельство серии 78-ВЛ N 347144.
Между КУГИ (арендодатель) и ЗАО "Стройинвест" (арендатор) заключен договор от 16.12.2002 N 21-ЗК02320 аренды земельного участка площадью 468 кв. м, кадастровый номер 78:7455А:2001, зона 7 по тому же адресу для использования под торговлю сроком по 16.12.2003. Государственная регистрация договора произведена 03.09.2003.
Согласно утвержденному приказом КЗРиЗ от 16.12.2002 N 735 плану границ земельного участка, являющемуся приложением к договору, участок расположен у платформы железнодорожной станции "Купчино".
По материалам инвентаризации полосы отвода Витебской линии, выполненной институтом "Ленгипротранс" в 1993 году, спорный земельный участок расположен в границах полосы отвода железной дороги.
Считая, что КУГИ распорядился спорным земельным участком в нарушение порядка использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью первой статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с исками о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной названными органами.
На момент подписания оспариваемого договора действовал Федеральный закон "О федеральном железнодорожном транспорте". Пунктом 1 статьи 5 данного Закона установлено, что землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода). Согласно пункту 2 той же статьи порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации. Размеры земельных участков (включая полосу отвода) определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами, проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий и станций, а отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 5 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" Министерство путей сообщения Российской Федерации приказом от 15.05.1999 N 26Ц утвердило Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог. Согласно пункту 5 Положения установление границ полосы отвода осуществляется территориальными органами Государственного земельного комитета Российской Федерации совместно с железными дорогами.
Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 14.09.2000 N 20, изданным в соответствии с данным Положением, а также с целью упорядочения работ по установлению (восстановлению) границ земельных участков, занимаемых предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта, территориальным органам Федеральной службы земельного кадастра России предписано организовать проведение работ по инвентаризации и межеванию земельных участков, включая полосу отвода, утверждать по согласованию с железными дорогами планы границ земельных участков, включая полосу отвода.
Таким образом, в настоящее время ведется работа по инвентаризации и закреплению границ земельных участков, занимаемых предприятиями железнодорожного транспорта, включая полосу отвода, в порядке, установленном действующим законодательством. Поскольку оформление правоустанавливающих документов на земельные участки железнодорожного транспорта связано не с первичным предоставлением земельных участков, а с приведением в соответствие с действующим законодательством документации по фактически используемым железной дорогой землям (с корректировкой по мере подготовки материалов), до окончания данного процесса для определения границ землепользования железной дороги в Санкт-Петербурге принимаются во внимание данные инвентаризации полосы отвода, выполненной институтом Ленгипротранс в 1993-1994 годах на материалах съемки треста ГРИИ с установлением границ полосы отвода в натуре в 1963-1967 годах.
С учетом изложенного вывод суда о нахождении спорного участка в полосе отвода соответствует имеющимся в деле доказательствам и правовым нормам.
Как предусмотрено пунктом 13 Положения, предоставление земельного участка или размещение объекта в полосе отвода согласовывается с железными дорогами. Так как в данном случае доказательств согласования с правопредшественником ОАО "РЖД" предоставления земельного участка в пользование ЗАО "Стройинвест" не представлено, суд правомерно посчитал, что КУГИ распорядился земельным участком в пределах полосы отвода земель железнодорожного транспорта с нарушением требований закона и иных правовых актов, в связи с чем договор аренды от 16.12.2002 в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной сделкой.
Отказ в иске в части обязания ЗАО "Стройинвест" освободить земельный участок в виду расположения на участке принадлежащего ответчику объекта недвижимости также является правильным, решение суда в этой части лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Довод КУГИ о недоказанности отнесения участка к полосе отвода железной дороги подлежит отклонению как направленный на переоценку исследовавшихся судом доказательств, что в кассационной инстанции не допускается, и основанный на неправильном анализе приведенного выше законодательства. Указание в распоряжении мэра Санкт-Петербурга от 20.07.94 N 745-р на изъятие земельного участка площадью до 10,0 га из состава земель запаса города не является достаточным основанием для отнесения спорного земельного участка к определенной категории земель.
При изложенных обстоятельствах кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем решение суда должно быть оставлено в силе.
Руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.05.2005 по делу N А56-2386/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
А.В. Кадулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 октября 2005 г. N А56-2386/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника