Апелляционное определение 1-го Восточного окружного военного суда от 17 ноября 2022 г. по делу N 33а-303/2022
Судебная коллегия 1-го Восточного окружного военного суда в составе:
председательствующего Кураксина А.С, судей Агапова А.А. и Мартыненко Ю.А, при помощнике судьи Барской А.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) сержанта ФИО1 об оспаривании решения жилищной комиссии этого же управления, связанного с отказом в принятии на жилищный учет, по апелляционной жалобе истца на решение Якутского гарнизонного военного суда от 25 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Агапова А.А, объяснения административного истца в поддержку доводов апелляционной жалобы и возражавшего против этих доводов представителя административного ответчика ФИО12, судебная коллегия
установила:
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, в котором она оспорила решение жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление) от 12 мая 2022 года (протокол N 10) об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении служебного жилого помещения.
В апелляционной жалобе ФИО1 выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований, поскольку последствия намеренного ухудшения жилищных условий, установленные в ст. 53 ЖК РФ, не применяются при обеспечении служебным жильем, то есть временным и предоставляемым на период службы.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления ФИО14 просит данную жалобу оставить без удовлетворения по основаниям, указанным в решении суда, полагая его законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании п. 1 ст. 15 ФИО2 закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей в период спорных правотношений) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений учитываются положения ст. 53 и ч. 8 ст. 57 ЖК РФ, согласно которым граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на жилищный учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
За военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям) относятся, в том числе служебные жилые помещения или общежития (п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 в 2017 году заключила первый контракт о прохождении военной службы, которую проходит в г. Якутске.
В 2006 году истец с другими лицами в порядке приватизации приобрела в собственность 1/3 доли жилых помещений по адресу: "адрес", общей площадью 27, 1 кв.м, а в 2021 году распорядилась своей долей, продав ее по договору купли-продажи.
Данные обстоятельства истцом не оспаривались, сведений о вынужденном характере данных сделок, как и их незаконности в суд не представлено.
Оспоренным решением жилищного органа от 12 мая 2022 года в принятии на жилищный учет в целях обеспечения служебным жилым помещением отказано ввиду намеренного ухудшения жилищных условий (ст. 53 ЖК РФ). Основанием для принятия решения послужило то, что истец по месту службы была обеспечена указанными выше жилыми помещениями, распорядившись которым, поставила вопрос о предоставлении по месту прохождения военной службы специализированного жилья, создав искусственные условия, при которых возникла необходимость участия государства в реализации жилищных прав военнослужащего.
Правильно расценив, что совершение такой сделки истцом свидетельствует о намеренном ухудшении ею жилищных условий, гарнизонный военный суд обоснованно сделал вывод, что в связи с этим она до истечения предусмотренного ст. 53 ЖК РФ срока не вправе состоять на учете нуждающихся в жилье, и отказал в удовлетворении иска, признав тем самым законными оспоренные действия административного ответчика.
С учетом изложенного оснований для отмены правильного по существу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы истца не имеется.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ч. 4, 5 ст. 310 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Якутского гарнизонного военного суда от 25 августа 2022 года по административному делу по заявлению ФИО1 об оспаривании решения жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), связанного с отказом в принятии на жилищный учет, оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Принятые по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения.
Составление мотивированного апелляционного определения отложено до 25 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.