Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 декабря 2000 г. N А42-3255/00-12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Клириковой Т.В., Пастуховой М.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Мурманский судоремонтный завод морского флота" Соболева М.В. (доверенность от 02.02.2000 N ГД/149), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Оношко Н.К. (доверенность от 27.10.2000 N 901-11/39-11 48404),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.08.2000 по делу N А42-3255/00-12 (судьи Сачкова Н.В., Мунтян Л.Б., Евтушенко О.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Мурманский судоремонтный завод морского флота" (далее - ОАО "МСЗ МФ") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным отказа Инспекции Министерства Российской Федерации по городу Мурманску (далее - ИМНС) от 24.09.99 зачесть в уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) 464 933 рубля 08 копеек, списанных открытое акционерное общество "Банк Менатеп" (далее - ОАО "Банк Менатеп") с расчетного счета ОАО "МСЗ МФ" во исполнение инкассового распоряжения от 28.04.98 N 255 и требования от 02.06.98 N 299, и обязать ИМНС зачесть указанную сумму в счет текущих платежей по НДС.
Решением от 18.08.2000 иск удовлетворен.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение, считая, что судом нарушены нормы материального права.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, ИМНС выставила инкассовое распоряжение от 28.04.98 N 255 в ОАО "Банк Менатеп" на списание 805 052 рублей НДС с расчетного счета ОАО "МСЗ МФ". Мемориальными ордерами от 22.10.98 N 45896, от 15.10.98 N 44442 и от 17.09.98 N 44826 с расчетного счета ОАО "МСЗ МФ" списано соответственно 298 937 рублей 10 копеек, 33 950 рублей 20 копеек и 90 111 рублей 78 копеек. По платежному требованию N 299 от 30.10.98 списано 41 934 рубля НДС.
Из-за отсутствия денежных средств на корреспондентском счете банка указанные суммы в бюджет не поступили, в связи с чем по состоянию на 12.04.2000 за ОАО "МСЗ МФ" числится недоимка по НДС в сумме 464 932 рублей 43 копеек.
ОАО "МСЗ МФ" обратилось в ИМНС с заявлением о зачете списанных сумм в счет имеющейся недоимки, в чем ИМНС отказано 24.09.99, в связи с тем, что суммы налоговых и иных обязательных платежей, списанные по платежным поручениям налогоплательщика либо инкассовым поручениям налогового органа и не поступившие в бюджет до 12.10.98, то есть до признания неконституционными положений пункта 3 статьи 11 Закона "Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не считаются уплаченными и учитываются как недоимка.
Однако судом установлено и подтверждается материалами дела, что ИМНС обратилась с претензией к конкурсному управляющему ОАО "Банк Менатеп", находящемуся в стадии ликвидации, о погашении задолженности по обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды в сумме 18 209 643 рублей 91 копейки, куда вошли и спорные суммы. Согласно письму конкурсного управляющего от 28.03.2000 спорные суммы находятся на счете "средства, списанные с клиентов, но не проведенные по корреспондентскому счету банка".
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон) обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога либо отменой налога.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.98 указанное положение Закона признано соответствующим Конституции Российской Федерации, поскольку оно означает (с учетом конституционных норм) уплату налога налогоплательщиком - юридическим лицом со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет.
В то же время в соответствии со сложившейся правоприменительной практикой обязанность налогоплательщика - юридического лица по уплате налога считалась исполненной с момента поступления соответствующих сумм в бюджет. Тем самым допускалась возможным повторного взыскания с налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов. Такое толкование пункта 3 статьи 11 Закона признано не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Таким образом, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации признана неконституционной лишь правоприменительная практика, а не положения пункта 3 статьи 11 Закона, в связи с чем доводы ИМНС о том, что постановление Конституционного Суда Российской Федерации не имеет обратной силы, не могут быть приняты во внимание.
Кассационной инстанцией не установлено нарушений в применении норм материального и процессуального права при принятии судом решения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.08.2000 по делу N А42-3255/00-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 декабря 2000 г. N А42-3255/00-12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника