Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 октября 2005 г. N А56-48455/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Кочеровой Л.И. и Хохлова Д.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Ленинградской области Соловьева Д.В. (доверенность от 11.01.2005 N 2дсп), от закрытого акционерного общества "Магистральдорстрой" Резниковой Т.С. (доверенность от 23.10.2005 N 28),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.04.2005 (судья Захаров В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2005 (судьи Петренко Т.И., Борисова Г.В., Фокина Е.А.) по делу N А56-48455/04,
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Ленинградской области, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 3 по Ленинградской области, (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Магистральдорстрой" (далее - Общество, ЗАО "Магистральдорстрой") 8 169,9 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за несвоевременное представление расчета по налогу на имущество за 2003 год по месту нахождения обособленного подразделения.
Решением суда первой инстанции от 13.04.2005 во взыскании штрафа отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2005 решение суда от 13.04.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов и принять по данному делу новое решение о взыскании с Общества штрафа, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества просил оставить ее без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ЗАО "Магистральдорстрой" состоит на налоговом учете по месту государственной регистрации в качестве юридического лица в городе Санкт-Петербурге, а также по месту нахождения обособленного подразделения (Участка N 2) в поселке Усть-Луга Ленинградской области.
Общество 24.05.2004 представило в налоговую инспекцию по месту нахождения обособленного подразделения расчет по налогу на имущество за 2003 год по форме 1152001.
В ходе проведения камеральной проверки полученного расчета налоговая инспекция пришла к выводу о нарушении налогоплательщиком срока его представления.
В письме от 05.07.2004 N 10-16/8405 налоговый орган уведомил налогоплательщика о возбуждении в отношении него производства по делу о налоговом правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 119 НК РФ.
Решением налоговой инспекции от 19.07.2004 N 812 Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 8 169,9 руб.
Требование налогового органа от 26.07.2004 N 341 о добровольной уплате штрафа в срок до 05.08.2004 Общество не исполнило, поэтому инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в принудительном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанции отказали налоговому органу в удовлетворении заявленного им требования, и кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит основания для удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
Как указано в пункте 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере пяти процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов и не менее 100 рублей.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", действующего в проверяемый период, сумма налога на имущество исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом. Предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в порядке, установленном настоящим Законом, в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений.
Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отчета за год (статья 8 Закона "О налоге на имущество предприятий").
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года.
Из названных норм следует вывод, что расчет налога на имущество предприятий по итогам года должен быть представлен в налоговый орган в течение 100 дней по окончании соответствующего года.
Материалами дела подтверждается, что Общество 24.05.2004, то есть несвоевременно, представило в налоговую инспекцию по месту нахождения обособленного подразделения расчет по налогу на имущество за 2003 год.
Вместе с тем судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество 24.05.2004 ошибочно направило в налоговую инспекцию по месту нахождения обособленного подразделения расчет по налогу на имущество предприятий за 2003 год по форме 1152001 (лист дела 6-9), относящийся не к имуществу обособленного подразделения, а к имуществу организации в целом. Указанная в нем сумма налога - 81 699 руб. - своевременно уплачена налогоплательщиком в бюджет Санкт-Петербурга по месту регистрации Общества как юридического лица, что подтверждается платежным поручением от 09.04.2004 N 160.
Из приложения "А" (Сведения по обособленному подразделению) ошибочно представленного расчета следует, что у Общества отсутствует база, облагаемая налогом на имущество, следовательно, отсутствует и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет Ленинградской области.
В соответствии с пунктом 1 раздела I приложения к письму Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.02.2002 N ВБ-6-21/179 "О новых формах расчетов по налогу на имущество предприятий" расчет налога на имущество предприятий по форме по КНД 1152001, который составляется в целом по организации (включая обособленные подразделения организации), представляется в налоговый орган по месту нахождения организации (месту государственной регистрации).
В налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации расчет налога на имущество предприятий представляется по форме по КНД 1152002. По этой форме Общество не представило своевременно в налоговый орган расчет по налогу на имущество по месту нахождения обособленного подразделения.
Несмотря на это, суды отказали во взыскании с Общества 8 169,9 руб. штрафа, и кассационная инстанция считает такое решение судов законным и обоснованным.
Пункт 1 статьи 119 НК РФ предусматривает расчет штрафных санкций в процентном отношении к сумме налога, подлежащей уплате на основе декларации, которую налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета.
Судебные инстанции, оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все фактические обстоятельства данного конкретного дела, отказали в удовлетворении заявленного налоговой инспекцией требования, обоснованно признав незаконным наложение на Общество штрафа в сумме 8 169,9 руб., исчисленного от суммы налога, которая подлежала уплате по расчету, подлежащего представлению и фактически своевременно представленного Обществом в налоговый орган по месту его государственной регистрации в качестве юридического лица. По месту нахождения обособленного подразделения налоговая база по налогу на имущество составила 0.
Кроме того, неправомерность привлечения Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде взыскания 8 169,9 руб. штрафа за нарушение срока представления расчета (декларации) по налогу на имущество за 2003 год подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10.07.2003 N 316-О.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба налоговой инспекции отклоняется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.04.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2005 по делу N А56-48455/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 октября 2005 г. N А56-48455/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника