Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 ноября 2005 г. N А56-15416/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Блиновой Л.В., Ветошкиной О.В., при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Невскому району Санкт-Петербурга Ереминой Е.В. (доверенность от 15.02.05 N 16/2677), от государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова" Лужецкого С.К. (доверенность от 26.05.05 N 679), рассмотрев 03.11.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Невскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.05 по делу N А56-15416/2005 (судья Цурбина С.И.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Невскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция, инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им И.И. Мечникова" (далее - учреждение) 100 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за несвоевременное представление налоговой декларации по земельному налогу за 2004 год.
Решением суда от 24.06.05 в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с тем, что учреждение освобождено от уплаты налога на землю и не имеет налогооблагаемой базы.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, суд необоснованно отказал налоговому органу в удовлетворении заявления о взыскании 100 руб. штрафа, поскольку обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию потому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков налога. Освобождение учреждения от уплаты земельного налога является льготой, о которой налогоплательщик обязан сообщать путем представления декларации.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 22.09.04 учреждение представило в налоговую инспекцию декларацию по земельному налогу за 2004 год.
Инспекция провела камеральную проверку представленной декларации, в ходе которой установила ее несвоевременное представление. При сроке представления декларации 01.07.04, декларация фактически представлена 22.09.04.
Согласно решению от 14.12.04 N 281 инспекция привлекла учреждение к установленной пунктом 1 статьи 119 НК РФ ответственности в виде 100 руб. штрафа за нарушение срока представления налоговой декларации.
Поскольку учреждение не уплатило штраф в добровольном порядке в срок, указанный в требовании от 20.12.04 N 0417006356, инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о его принудительном взыскании.
Отказывая инспекции в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что учреждение, являясь образовательным, освобождено от уплаты налога на землю и не имеет налогооблагаемой базы.
Кассационная инстанция считает решение суда ошибочным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
В материалах дела имеются копии свидетельства о регистрации учреждения как юридического лица (лист дела 16) и свидетельства о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 2 446 кв. м (листы дела 17, 18). Таким образом, учреждение на основании статьи 1 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" является налогоплательщиком.
Разделом 4 названного Закона установлены льготы по взиманию платы за землю.
Согласно пункту 4 статьи 12 раздела 4 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" образовательные учреждения полностью освобождаются от уплаты земельного налога.
Следовательно, учреждение имеет льготу по земельному налогу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено непредставление налогоплательщиком декларации по земельному налогу при наличии у него льготы. Следовательно, учреждение было обязано представить декларацию по земельному налогу за 2004 год, в которой заявить свое право на налоговую льготу, что собственно оно и сделало, но несвоевременно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 названной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
Поскольку учреждение нарушило срок представления декларации по земельному налогу, оно правомерно привлечено налоговым органом к установленной пунктом 1 статьи 119 НК РФ ответственности в виде 100 руб. штрафа.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для отказа инспекции в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция на основании пункта 4 статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным уменьшить размер взыскиваемой с ответчика как государственного учреждения государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции до 250 руб. Всего взысканию подлежит государственная пошлина в сумме 750 руб. (за рассмотрение дела в суде первой инстанции - 500 руб., за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции - 250 руб.).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.05 по делу N А56-15416/2005 отменить.
Взыскать с государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова" в доход федерального бюджета 100 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ и 750 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Л.И.Кочерова |
О.В.Ветошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 ноября 2005 г. N А56-15416/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника