Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 ноября 2005 г. N А05-6208/2005-19
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Блиновой Л.В., Ветошкиной О.В., при участии от первичной профсоюзной организации Плесецких электрических сетей Всероссийского "Электропрофсоюза" Иванова Д.А. (доверенность от 22.04.05), рассмотрев 03.11.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.07.05 по делу N А05-6208/2005-19 (судья Полуянова Н.М.),
установил:
Первичная профсоюзная организация Плесецких электрических сетей Всероссийского "Электропрофсоюза" (далее - профсоюзная организация, организация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция, налоговая инспекция) от 07.04.05 N 11-14/2-1072 о привлечении профсоюзной организации к ответственности за нарушения налогового законодательства.
Решением суда от 08.07.05 заявление профсоюзной организации удовлетворено. Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд сделал вывод о том, что ежемесячные выплаты председателю и казначею профсоюзной организации, произведенные за счет членских взносов, не облагаются налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом, поскольку профсоюзной организацией не был заключен трудовой либо гражданско-правовой договор с председателем и казначеем этой организации. По этой же причине организация не должна была представлять в инспекцию справки по форме N 2-НДФЛ о доходах, выплаченных председателю и казначею, и декларацию за 2003 год, а также расчеты за первый квартал, полугодие, 9 месяцев 2004 года по единому социальному налогу.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, в частности пункта 31 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит отменить решение от 08.07.05 и отказать организации в удовлетворении заявления.
Представитель инспекции, надлежащим образом извещенной о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что инспекцией проведена выездная проверка профсоюзной организации по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.01.02 по 02.03.05, а единого социального налога - за период с 01.01.02 по 30.09.04. По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 17.03.05 N 11-14/2-97, на основании которого принято решение от 07.04.05 N 11-14/2-1072 о привлечении организации к ответственности за нарушения налогового законодательства, установленной пунктом 1 статьи 122, статьей 123, пунктом 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
В ходе проверки инспекцией установлено, что:
в нарушение подпункта 1 пункта 3 статьи 24 и статьи 226 НК РФ профсоюзная организация в 2003-2005 годах не исчислила, не удержала и не перечислила в бюджет налог на доходы физических лиц с ежемесячных выплат не освобожденным от основной работы председателю и казначею профсоюзной организации в размерах 12 процентов и 10 процентов от поступивших членских взносов соответственно;
в нарушение подпункта 4 пункта 3 статьи 24, пункта 2 статьи 230 НК РФ профсоюзной организацией не представлены в налоговую инспекцию две справки по форме N 2-НДФЛ о доходах, выплаченных физическим лицам (председателю и казначею) в 2003 году;
в нарушение статьи 23, пункта 1 статьи 236, пункта 1 статьи 237 НК РФ организацией не исчислен и не уплачен в бюджет единый социальный налог с ежемесячных выплат за счет членских взносов не освобожденным от основной работы председателю и казначею профсоюзной организации;
в нарушение абзаца 5 пункта 3 статьи 243 НК РФ организацией не представлены в налоговый орган расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу за первый квартал, полугодие и девять месяцев 2004 года, относящиеся к этим ежемесячным выплатам;
в нарушение пункта 7 статьи 243 НК РФ профсоюзной организацией не представлена в налоговую инспекцию декларация по единому социальному налогу за 2003 год.
Профсоюзная организация не согласилась с принятым инспекцией решением о привлечении к налоговой ответственности и обжаловала его в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции необоснованно удовлетворены требования заявителя.
Первичная профсоюзная организация Плесецких электрических сетей Всероссийского "Электропрофсоюза" является юридическим лицом (свидетельство о государственной регистрации от 10.01.2000 N 1166), о чем внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц (листы дела 160, 161). Постоянно действующим исполнительным органом названной профсоюзной организации является профсоюзный комитет. Согласно протоколам профсоюзных конференций от 02.03.2000 и от 05.11.03 председателем профсоюзного комитета была избрана Патракеева Л.А., казначеем - Опрятная О.В.
В соответствии с разделом III Общего положения о первичной профсоюзной организации Всероссийского "Электропрофсоюза", утвержденного постановлением III съезда Всероссийского "Электропрофсоюза" от 07.12.2000 (далее - Положение), должность председателя первичной профсоюзной организации является выборной. Согласно пунктам 3.17-3.18.15 Положения к компетенции председателя первичной профсоюзной организации (профсоюзного комитета) относятся все вопросы руководства текущей деятельностью организации, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции собрания (конференции) или профсоюзного комитета. В частности, председатель первичной профсоюзной организации представляет ее интересы во всех государственных органах и организациях, осуществляет общее руководство аппаратом профсоюзного комитета, распоряжается имуществом и денежными средствами первичной профсоюзной организации, без доверенности заключает договоры от ее имени, пользуется правом найма и увольнения работников аппарата профкома, подписывает от имени первичной профсоюзной организации исковые заявления, направляемые в судебные органы, выполняет другие функции руководителя профсоюзной организации.
Положениями статей 16 и 17 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора в результате избрания (выборов) на должность, фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен. Трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания (выборов) на должность возникают, если избрание (выборы) на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.
В данном случае выборы на должность председателя первичной профсоюзной организации предполагают возложение на это лицо трудовой функции по управлению организацией в соответствии с ее уставными целями и задачами.
Таким образом, кассационная инстанция считает ошибочным вывод суда об отсутствии трудовых отношений между первичной профсоюзной организацией и ее председателем.
В соответствии с протоколом профсоюзной конференции Плесецких электрических сетей от 05.11.03 Опрятная О.В. выполняет в профсоюзной организации обязанности кассира-казначея. В рамках возложенных на нее обязанностей Опрятная О.В. ведет учет кассовых операций по поступлению и расходованию средств профсоюзной организации, обеспечивает сохранность ценных бумаг и наличных денежных средств, оформляет первичные документы, относящиеся к этим операциям. Контроль за надлежащим исполнением кассиром-казначеем своих обязанностей осуществляет председатель профсоюзной организации и ревизионная комиссия (пункт 3.18.13 Положения). Следовательно, выборы Опрятной О.В. в профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации и возложение на нее обязанностей кассира-казначея предполагают выполнение этим лицом трудовых функций под контролем руководителя профсоюзной организации.
Согласно протоколам заседания профсоюзного комитета профсоюзной организации от 11.01.02 N 60, от 08.01.03 N 91, от 10.02.04 N 5, от 18.01.05 N 28 председателю профсоюзного комитета профсоюзной организации Патракеевой Л.А. и кассиру-казначею профсоюзного комитета Опрятной О.В. за выполнение указанных трудовых функций производились ежемесячные выплаты в размере 12% и 10% от суммы членских взносов соответственно.
Статьей 209 НК РФ установлено, что объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками - физическими лицами от источников в Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 210 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
В соответствии с пунктом 31 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) выплаты, производимые профсоюзными комитетами (в том числе материальная помощь) членам профсоюзов за счет членских взносов, за исключением вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей.
В данном случае ежемесячные вознаграждения за счет членских взносов выплачивались председателю профсоюзной организации и кассиру-казначею за выполнение ими трудовых обязанностей в профсоюзной организации.
Согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ. За неисполнение этой обязанности в статье 123 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Инспекцией установлено, что профсоюзная организация, являющаяся в данном случае источником выплаты дохода физическим лицам - Патракеевой Л.А. и Опрятной О.В., в нарушение вышеприведенных норм Кодекса не исчислила, не удержала и не перечислила в бюджет налог на доходы физических лиц с ежемесячных выплат названным работникам, в связи с чем, по мнению кассационной инстанции, налоговая инспекция правомерно привлекла организацию к предусмотренной статьей 123 НК РФ ответственности.
Пунктом 2 статьи 230 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Поскольку профсоюзная организация не представила в установленный срок такие сведения за 2003 год по форме N 2-НДФЛ, инспекция обоснованно привлекла организацию к установленной пунктом 1 статьи 126 НК РФ ответственности в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый не представленный документ.
Профсоюзная организация в силу абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ в проверенном периоде являлась плательщиком единого социального налога, поскольку производила выплаты физическим лицам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ и пунктом 1 статьи 237 Кодекса объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзаце втором подпункта 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Налоговая база налогоплательщиков, указанных в абзаце втором подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплаты страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 Кодекса).
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пункту 13 статьи 238" следует читать "подпункту 13 пункта 1 статьи 238"
Согласно пункту 13 статьи 238 НК РФ (действовавшему до 01.01.05) не подлежали налогообложению выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 руб. в год.
По настоящему делу приведенная норма статьи 238 НК РФ применена быть не может, поскольку выплаты работникам профсоюзной организации, совмещающим работу в общественной организации с работой по основному месту работы, производились ежемесячно и превысили 10 000 руб. в год (листы дела 105 - 109).
Таким образом, налоговой инспекцией в ходе проверки сделан правильный вывод о нарушении профсоюзной организацией положений статей 236 и 237 НК РФ, в связи с чем организация обоснованно привлечена к установленной пунктом 1 статьи 122 НК РФ ответственности за неуплату единого социального налога с выплаченных председателю и кассиру-казначею профсоюзного комитета ежемесячных вознаграждений. Инспекцией также правомерно начислен организации неуплаченный единый социальный налог в сумме 53 229 руб. и пени по этому налогу в сумме 8 843,97 руб.
Статьей 243 НК РФ установлен порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого социального налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам.
В соответствии с абзацем пять пункта три статьи 243 НК РФ налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период.
В ходе налоговой проверки инспекцией установлено, что организацией такие данные по установленной форме (в виде расчета) за первый квартал, полугодие и девять месяцев 2004 года в инспекцию не представлены. Заявитель это обстоятельство не оспаривает. Следовательно, по мнению кассационной инстанции, налоговая инспекция обоснованно привлекла профсоюзную организацию к установленной пунктом 1 статьи 126 НК РФ ответственности за непредставление расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу за первый квартал, полугодие и девять месяцев 2004 года.
Согласно пункту 7 статьи 243 Кодекса плательщики единого социального налога представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Пунктом 2 статьи 119 НК РФ установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации в виде взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Инспекцией установлен и организацией не оспаривается факт непредставления в налоговый орган декларации по единому социальному налогу за 2003 год, то есть в течение более 180 дней. При таких обстоятельствах профсоюзная организация правомерно привлечена инспекцией к предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ ответственности, в связи с чем у суда не мелось оснований для удовлетворения заявления налогоплательщика.
С учетом изложенного решение суда от 08.07.05 подлежит отмене, а жалоба налогового органа - удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.07.05 по делу N А05-6208/2005-19 отменить.
В удовлетворении заявления первичной профсоюзной организации Плесецких электрических сетей Всероссийского "Электропрофсоюза" отказать.
Взыскать с первичной профсоюзной организации Плесецких электрических сетей Всероссийского "Электропрофсоюза" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
О.В. Ветошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 7 статьи 243 Кодекса плательщики единого социального налога представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Пунктом 2 статьи 119 НК РФ установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации в виде взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Инспекцией установлен и организацией не оспаривается факт непредставления в налоговый орган декларации по единому социальному налогу за 2003 год, то есть в течение более 180 дней. При таких обстоятельствах профсоюзная организация правомерно привлечена инспекцией к предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ ответственности, в связи с чем у суда не мелось оснований для удовлетворения заявления налогоплательщика."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 ноября 2005 г. N А05-6208/2005-19
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника