Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу законного представителя потерпевшего Товарищества собственников недвижимого имущества "улица Гагарина 14/2" председателя "данные изъяты". на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 10 Северодвинского судебного района Архангельской области от 17 марта 2022 года и решение судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 27 мая 2022 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сармат" Каштанова Егора Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 10 Северодвинского судебного района Архангельской области от 17 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 27 мая 2022 года, прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сармат" Каштанова Егора Александровича в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель потерпевшего ТСНИ "улица Гагарина 14/2" председатель Потерпевший N1 выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами, просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение.
От Каштанова Е.А, уведомленного в соответствии с требованиями ч.2 ст.30.15 КоАП РФ о подаче указанной жалобы, в установленный срок возражений не поступило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 2 примечания к указанной норме перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации.
Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 названного закона предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании).
Согласно пп. "г" п. 4(1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110, к грубым нарушениям лицензионных требований относится, в том числе, нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части незаключения лицензиатом в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
На основании изложенного заключение договора ресурсоснабжения на предоставление коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании содержании общего имущества в многоквартирных домах, является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиатам, и, следовательно, подлежит лицензионному контролю.
Согласно пункту 3 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 124 (далее - Правила N 124), договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящими Правилами особенностей.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 124, настоящие Правила устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - договор ресурсоснабжения).
Согласно пункту 5 Правил N 124 исполнитель направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения (далее - заявка (оферта)) в следующие сроки: исполнитель в лице управляющей организации - не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации.
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (часть 1 статьи 435 ГК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Из протокола об административном правонарушении N 09-14/947 от 20 сентября 2021 года следует, что ООО "УК Сармат" предоставлена лицензия от 08.08.2018 N 029000529 на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
ООО "УК "Сармат" осуществляет управление многоквартирным домом N 14/2 по ул.Гагарина в г.Северодвинске на основании договора управления многоквартирными домами от 10.02.2020 N 202013 с дополнительными соглашениями, заключенного на основании решения общего собрания собственников помещение, решение которого оформлено протоколом от 16.04.2021 N 4.
Сведения об управлении ООО "УК "Сармат" указанным домом включены в реестр лицензий Архангельской области с 01.06.2021 года на основании приказа инспекции от 31.05.2021 N 01-50/398, следовательно, общество обязано приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом N 14/2 по ул.Гагарина в г.Северодвинске с 01.06.2021.
Собственниками помещений указанного многоквартирного дома на общем собрании, оформленном протоколом от 16.05.2018 N б/н принято решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Таким образом, ООО "УК "Сармат" обязано заключить договоры энергоснабжения (холодного водоснабжения и водоотведения) с целью приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме N 14/2 по ул.Гагарина в г.Северодвинске.
ООО "УК "Сармат" в рамках проверки представлены сведения о направлении 28.06.2021 года в адрес ресурсоснабжающей организации АО "ПО СЕВМАШ" оферты о заключении договора энергоснабжения в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в указанном многоквартирном доме (исх. от 15.06.2021 года N 1506/3), данная оферта АО "ПО "Севмаш" не принята ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем в адрес ресурсоснабжающей организации 13.07.2021 года повторно направлена данная оферта".
При этом, срок заключения договора энергоснабжения в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в указанном многоквартирном доме, составляет 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров.
1 июля 2021 года истек срок, установленный для управляющей организации для заключения договора энергоснабжения в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в указанных многоквартирных домах.
На момент составления акта сведения о заключении ООО "УК "Сармат" договора холодного водоснабжения и водоотведения в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества многоквартирного дома N 14/2 по ул.Гагарина в г.Северодвинске, в адрес инспекции не поступили.
Незаключение лицензиатом договора ресурсоснабжения, в том числе холодного водоснабжения и водоотведения свидетельствует о неисполнении ООО УК "Сармат" обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, соблюдение которых относится к лицензионным требованиям, установленным подпунктом "б" пункта 3 Положения N 1110.
Незаключение ООО "УК "Сармат" договора с ресурсоснабжающей организацией в целях приобретения коммунальных услуг (электроснабжения), потребляемых при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома N 14/2 по ул.Гагарина в г.Северодвинске, является грубым нарушением лицензионных требований, предъявляемых к управляющим организациям.
Каштанов Е.А, являясь директором ООО "УК "Сармат", 18.08.2021 г. допустил отсутствие у ООО "УК "Сармат" заключенного договора ресурсоснабжения по холодному водоснабжению и водоотведению в целях содержания общего имущества многоквартирного дома N 14/2 по ул.Гагарина в г.Северодвинске, что согласно подпункту "г" пункта 4(1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, является грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении мировой судья указал на наличие в материалах дела сведений о неоднократном обращении должностного лица ООО "УК "Сармат" Каштанова Е.А. с офертой в адрес ресурсоснабжающей организации АО "ПО "СЕВМАШ", а также в Арбитражный суд Архангельской области об обязании заключения договора, и пришел к выводу об от отсутствии в действиях последнего вины в совершении вмененного административного правонарушения.
С данным выводом согласился судья Северодвинского городского суда Архангельской области.
Жалоба законным представителем ТСНИ "улица Гагарина 14/2" Потерпевший N1 подана в связи с несогласием с прекращением производства по делу, с установлением обстоятельств и оценкой представленных доказательств.
Доводы жалобы законного представителя ТСНИ "улица Гагарина 14/2" заслуживают внимания.
Вместе с тем, в настоящее время исключена возможность проверки доводов законного представителя ТСНИ "улица Гагарина 14/2", поскольку, исходя из указанного в протоколе об административном правонарушении времени совершения такового 18 августа 2021 года, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по делу возобновлено быть не может.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение либо отмена постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Эта норма корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 января 1950 г.), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
При таких обстоятельствах, требование жалобы об отмене постановления мирового судьи судебного участка N 10 Северодвинского судебного района Архангельской области от 17 марта 2022 года и решения судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 27 мая 2022 года не может быть удовлетворено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 10 Северодвинского судебного района Архангельской области от 17 марта 2022 года и решение судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 27 мая 2022 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сармат" Каштанова Егора Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу законного представителя ТСНИ "улица Гагарина 14/2" Потерпевший N1 - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.А. Широкова
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.