Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Ломоватка-Лес" (далее - ООО "Ломоватка-Лес") Шишкановой А.В. на вступившие в законную силу постановление начальника Великоустюгского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области от 24 марта 2022 года, решение судьи Великоустюгского районного суда Вологодской области от 04 мая 2022 года и решение судьи Вологодского областного суда от 13 июля 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Ломоватка-Лес" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Великоустюгского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области от 24 марта 2022 года ООО "Ломоватка-Лес" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Решением судьи Великоустюгского районного суда Вологодской области от 04 мая 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Вологодского областного суда от 13 июля 2022 года, постановление начальника Великоустюгского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области от 24 марта 2022 года изменено посредством уменьшения размера административного штрафа до 100000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "Ломоватка-Лес" Шишканова А.В. просит постановление должностного лица и судебные решения отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, указывая на отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии со статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением является нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению.
В соответствии с положениями ст. 61 Лесного кодекса РФ воспроизводство лесов включает в себя лесное семеноводство, лесовосстановление, уход за лесами, осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части воспроизводства лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками, прекращения сервитута, публичного сервитута.
Лесовосстановление проводится в соответствии с проектом лесовосстановления, который разрабатывается в соответствии со ст. 89.1 Лесного Кодекса РФ (ст. 62).
Проект лесовосстановления, составленный лицом, на которое возложена обязанность по лесовосстановлению, направляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг на согласование в органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ (ст. 89.1). Про этом форма, состав, порядок согласования проекта лесовосстановления, основания для отказа в его согласовании, а также требования к формату в электронной форме проекта лесовосстановления утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок согласования проекта лесовосстановления утвержден Приказом Минприроды РФ от 4 декабря 2020 года N 1014 (содержание приводится в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения). В соответствии с пунктом 4 Приложения 2 к данному Приказу за 30 календарных дней до начала выполнения работ по лесовосстановлению лица, на которых в соответствии с Лесным кодексом РФ возложена обязанность по лесовосстановлению, направляют проект лесовосстановления в органы государственной власти и органы местного самоуправления, непосредственно на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".
Аналогичные положения содержатся и в новом Приказе Минприроды РФ от 29 декабря 2021 года N 1024.
Согласно постановлению должностного лица от 07 апреля 2022 года ООО "Ломоватка-Лес" было привлечено к административной ответственности за нарушение установленных сроков направления проектов лесовосстановления на проведение лесовосстановительных работ естественным способом в квартале 25 выдела 23, 24, квартале 25 выдел 21, квартале 100 выдел 17, квартале 100 выдела 24, 36, квартале 100 выдел 17, квартале 120 выдел 38, квартале 27 выдела 25, 36 Ломоватского участкового лесничества Великоустюгского лесничества на общей площади 53, 2 га (регистрационные номера 1116-1122).
Фактические обстоятельства вменяемого Обществу административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, юридическое лицо, допустившее нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволили должностному лицу административного органа и судебным инстанциям сделать вывод о том, что ООО "Ломоватка-Лес" не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доводы жалобы направлены на иную оценку имеющихся в деле доказательств, являлись предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций и обоснованно отклонены по указанным в судебных решениях мотивам.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Ломоватка-Лес" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО "Ломоватка-Лес" ниже низшего предела, установленного санкцией статьи 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
Существенных процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены оспариваемых актов не установлено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника Великоустюгского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области от 24 марта 2022 года, решение судьи Великоустюгского районного суда Вологодской области от 04 мая 2022 года и решение судьи Вологодского областного суда от 13 июля 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ломоватка-Лес" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Ломоватка-Лес" Шишкановой А.В. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.