Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Жидковой О.В, с участием прокурора Поповой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью (ООО) "ЭкоИнтегратор" на решение Архангельского областного суда от 12 января 2022 года (N 3а-2/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 20 апреля 2022 года (N 66а-373/2022) по административному исковому заявлению Большаковой Л.М. о признании не действующим в части постановления Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 года N 144-пп "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области".
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя Правительства Архангельской области Бугаевой А.А, полагавшей кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, полагавшей судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 года N 144-пп утверждена прилагаемая территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области (далее - территориальная схема).
19 марта 2020 года Большакова Л.М, проживающая в многоквартирном доме в г. Архангельске, обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать недействующими ряд положений территориальной схемы в редакции от 29 августа 2019 года, в том числе таблицы 11 "Нормативы накопления ТКО в Архангельской области" подпункта (подраздела) 2.3, устанавливающей нормативы накопления ТКО по категориям объектов, в которой для домовладений в городских населенных пунктах с численностью населения более 12 тысяч человек в категории "многоквартирные жилые дома" установлен норматив накопления ТКО - 400, 32 кг/год и 2, 77 куб.м./год.
Постановлением Правительства Архангельской области от 1 марта 2021 гола N 104-пп, официально опубликованным 2 марта 2021 года и введенным в действие в тот же день, внесены изменения в территориальную схему, исключены подраздел 2.3 и подраздел 9.2.
Нормативы накопления ТКО в Архангельской области в редакции территориальной схемы, принятой постановлением Правительства Архангельской области от 31 августа 2021 года N451-пп, содержатся в таблице 2.7 подраздела 2.4 территориальной схемы. Подпунктом 1.1. пункта 1 "Домовладения в городских населенных пунктах с численностью населения более 12 тысяч человек" таблицы 2.7 для многоквартирных жилых домов установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов 316, 16 кг/год и 2, 38 куб.м./год на 1 проживающего. Указанные нормативы вступили в силу 1 сентября 2021 года (пункт 3 постановления от 31 августа 2021 года N 451-пп).
Постановлением Правительства Архангельской области от 14 декабря 2021 года N 716-пп, официально опубликованным 15 декабря 2021 года, таблица 2.7. подраздела 2.4 территориальной схемы, содержащая оспариваемые нормативы, исключена.
В настоящее время территориальная схема действует в редакции постановления от 27 декабря 2021 года N 769-пп.
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19 мая 2021 года отменено определение Архангельского областного суда от 3 марта 2021 года по настоящему административному делу в части прекращения производства по делу по требованию Большаковой Л.М. о признании недействующим подпункта 1.1. пункта 1 "Домовладения в городских населенных пунктах с численностью населения более 12 тысяч человек" таблицы 11 "Нормативы накопления ТКО в Архангельской области" подпункта (подраздела) 2.3. территориальной схемы. Дело в отмененной части направлено на рассмотрение в Архангельский областной суд.
Большакова Л.М. после уточнения административных исковых требований просила признать недействующим подпункт 1.1 пункта 1 "Домовладения в городских населенных пунктах с численностью населения более 12 тысяч человек" таблицы 2.7. подраздела 2.4 территориальной схемы, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 года N 144-пп, в редакции постановления от 31 августа 2021 года N 451-пп.
Указывала, что нормативы накопления ТКО, воспроизведенные в территориальной схеме на основании постановления министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 29 января 2021 года N 1п, не соответствуют законодательству в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, определены на основании замеров, выполненных с нарушением Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269), являются заниженными, что ведет к увеличению размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО и нарушает ее права.
Решением Архангельского областного суда от 12 января 2022 года подпункт 1.1. пункта 1 таблицы 2.7. подраздела 2.4 территориальной схемы признан недействующим со дня принятия - 31 августа 2021 года и до даты окончания действия - 15 декабря 2021 года. Правительство Архангельской области обязано опубликовать сообщение о принятом решении на официальном интернет-портале правовой информации в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 20 апреля 2022 года решение Архангельского областного суда от 12 января 2022 года изменено в части даты признания нормативного правового акта недействующим.
Постановлено признать подпункт 1.1. пункта 1 "Домовладения в городских населенных пунктах с численностью населения более 12 тысяч человек" таблицы 2.7 подраздела 2.4 территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 года N 144-пп, в редакции постановления Правительства Архангельской области от 31 августа 2021 года N451-пп недействующим с 8 сентября 2021 года.
В кассационной жалобе на решение Архангельского областного суда от 12 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 20 апреля 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 11 октября 2022 года, ООО "ЭкоИнтегратор" ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с несоответствием выводов фактическим обстоятельствам, настаивая на том, что оспоренные нормативы при начислении платы за ТКО фактически не применялись, оспариваемые положения не нарушают и не затрагивают прав Большаковой Л.М.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Охрана окружающей среды и экологической безопасности, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "д", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 13.3. Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (часть 1).
Требования к территориальным схемам обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, закреплены в статье 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Органом исполнительной власти Архангельской области, к полномочиям которого относится утверждение территориальной схемы обращения с отходами, является Правительство Архангельской области (подпункт 7.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", подпункт 8 пункта 2 статьи 3 Областного закона "Об обращении с отходами производства и потребления на территории Архангельской области" N634-38-03).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее также - Правила N 269), пунктом 7 которых установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов.
Разрешая административный иск Большаковой Л.М, суды пришли к выводу, что оспариваемый акт принят в пределах компетенции уполномоченного исполнительного органа государственной власти, официально опубликован, по своему нормативному содержанию противоречит имеющему большую юридическую силу законодательству.
Форма, порядок принятия, официального опубликования нормативного правового акта, полномочия принявшего его органа сторонами не оспаривались.
Удовлетворяя заявленные Большаковой Л.М. требования, суд исходил из того, что территориальная схема в оспариваемой ею редакции, в настоящее время утратившей силу, воспроизводит нормативы накопления твердых коммунальных отходов для категории объектов "многоквартирные жилые дома" в городских населенных пунктах с численностью населения более 12 тысяч человек, признанные в судебном порядке недействующими; подпункт 1.1. пункта 1 таблицы 2.7 территориальной схемы противоречит Федеральному закону N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлению Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов", в связи с чем нормативный правовой акт подлежит признанию в части не действующим, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Судами установлено, что нормативы накопления ТКО, включенные в территориальную схему, установлены с нарушением Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, что подтверждено вступившим в законную силу решением Архангельского областного суда по административному делу N 3а-137/2021 по иску Большаковой Л.М. о признании в части недействующим постановления министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 23 мая 2018 года N 11-п.
То обстоятельство, что в период с 8 сентября 2021 года оспариваемая норма к административному истцу не применялась, расчет платы за коммунальную услугу по обращению ТКО производился с использованием нового норматива накопления ТКО, правильно признано не влекущим отказ в удовлетворении административного иска, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт и после 8 сентября 2021 года действовал, в период действия акта норматив 316, 16 кг/год и 2, 38 куб.м./год применялся к Большаковой Л.М.
Судами учтено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в жилом помещении определяется на основании нормативов накопления ТКО по формуле, предусмотренной пунктом 9(1) Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, что обоснованно было учтено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении требований Большаковой Л.М.
Приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с изложенными выводами судов, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, однако, оспариваемые судебные акты постановлены исходя из собранных по делу доказательств в их совокупности, которые получили оценку судов с учетом требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Несогласие заявителя с данной оценкой направлено на переоценку доказательств, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационных жалобах по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Архангельского областного суда от 12 января 2022 года в неизмененной апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 20 апреля 2022 года части и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 20 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ЭкоИнтегратор" - без удовлетворения.
Решение Архангельского областного суда от 12 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 20 апреля 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 14 декабря 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.