Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-4598/2022 по кассационной жалобе Краузе С.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 26 августа 2022 года (N 33а-2658/2022) по административному исковому заявлению Краузе С.А. к ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Карелия об оспаривании действий (бездействия).
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, выслушав объяснения участвующего в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Краузе С.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Краузе С.А. обратился в суд с административным иском, указав, что неоднократно направлял обращения во ФСИН России, к компетенции которой отнесено разрешение поставленных в них вопросов, однако его обращения от 23 марта 2022 года, от 31 марта 2022 года, от 22 апреля 2022 года были переадресованы ФСИН России в УФСИН России по Республике Карелия (далее также - Управление) и им разрешены по существу.
Полагал, что ФСИН России незаконно переадресовало его обращения в Управление, а Управление незаконно разрешило их по существу, не переадресовав их обратно во ФСИН России.
Краузе С.А. просил суд признать ответы Управления на его обращения незаконными и обязать Управление направить указанные обращения для их разрешения по существу в ФСИН России.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21 июня 2022 года административный иск Краузе С.А. удовлетворен частично. Действия ФСИН России по направлению в Управление обращений Краузе С.А. от 22 апреля 2022 года признаны незаконными. На ФСИН России возложена обязанность рассмотреть указанные обращения по существу. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 26 августа 2022 года решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21 июня 2022 года отменено, принято новое решение, которым Краузе С.А. в административном иске отказано.
В кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 26 августа 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 12 октября 2022 года, Краузе С.А. ставит вопрос об отмене судебного акта, полагая его незаконным и необоснованным, настаивая на доводах административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке, допущено не было.
Материалами дела установлено, что в отношении Краузе С.А, обвиняемого по уголовному делу, возбужденному по признакам состава преступления, предусмотренного частью 4 статьи 111 УК РФ, была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу; он с 25 сентября 2021 года находится под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Карелия (далее - СИЗО-1), откуда неоднократно направлял обращения в различные органы.
22 апреля 2022 года административный истец, ссылаясь на факт применения к нему 12 января 2022 года сотрудником СИЗО-1 физического воздействия, в результате которого ему сломали левое плечо, и при этом ему не оказывается надлежащая медицинская помощь, направил в адрес директора и заместителя директора ФСИН России по оперативной работе заявления, в которых просил вынести решение о дальнейшем отбывании наказания (после вынесения приговора, которым административный истец будет лишен свободы) на основании части 1 статьи 73 УИК РФ за пределами Республики Карелия на территории другого субъекта Российской Федерации.
Оба обращения Краузе С.А. зарегистрированы ФСИН России 10 мая 2022 года, а 12 мая 2022 года направлены начальнику Управления в соответствии с пунктом 147 Регламента Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденного приказом ФСИН России от 14 августа 2020 года N 555 для рассмотрения.
Указанные обращения 16 мая 2022 года и 17 мая 2022 года начальником Управления в порядке части 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) были направлены на рассмотрение в ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконными действий ФСИН России по переадресации обращений Краузе С.А. от 22 апреля 2022 года в Управление, суд первой инстанции исходил из того, что вопросы, по которым административный истец обратился в адрес ФСИН России, отнесены к компетенции указанного органа государственной власти, а то обстоятельство, что административный истец на момент подачи своих обращений не являлся лицом, в отношении которого вынесен вступивший в законную силу приговор суда о наказании в виде лишения свободы, не освобождало ФСИН России от обязанности рассмотреть по существу направленные в его адрес заявления.
Судебная коллегия не согласилась с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона N 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Согласно положениям части 3 статьи 8 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В силу пунктов 147, 160, 161 Регламента Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденного приказом ФСИН России от 14 августа 2020 года N 555 (далее - Регламент), письменные обращения граждан подлежат обязательной регистрации управлением делами ФСИН России в течение 3 дней с даты поступления в ФСИН России или к уполномоченному должностному лицу. Обращения граждан, поступившие в ФСИН России, могут направляться для рассмотрения и ответа заявителю в территориальные органы ФСИН России, к компетенции которых относится решение поставленных в обращении вопросов. Поступившие в ФСИН России обращения по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа ФСИН России, в течение 7 дней с момента их регистрации направляются начальниками структурных подразделений ФСИН России в соответствующий территориальный орган ФСИН России для рассмотрения и ответа заявителю с указанием даты регистрации обращения в ФСИН России.
Таким образом, действующее правовое регулирование допускает возможность направления ФСИН России обращения гражданина в соответствующий территориальный орган.
В соответствии с частью 1 статьи 73 УИК РФ осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их письменного согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое утвержден приказом Минюста России от 26 января 2018 года N 17 (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 указанного Порядка осужденные направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией СИЗО УИС, исправительного учреждения, при котором создано ПФРСИ, извещения о вступлении приговора суда в законную силу. Направление осужденных осуществляется в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали (были зарегистрированы по месту жительства) или были осуждены.
В исключительных случаях по состоянию здоровья или для обеспечения личной безопасности осужденных либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
Поскольку на момент обращения в ФСИН России в отношении Краузе С.А. обвинительный приговор не был вынесен, соответственно, не был определен вид исправительного учреждения, в котором он при условии вынесении обвинительного приговора и назначении наказания связанного с лишением свободы, будет отбывать наказание, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что у ФСИН России не имелось оснований для разрешения по существу поставленного в обращениях вопроса об определении места отбывания наказания Краузе С.А.
В связи с тем, что в указанных обращениях в качестве основания для его перевода в исправительное учреждение, расположенное за пределами Республики Карелия, Краузе С.А. указывал ненадлежащее оказание ему медицинской помощи в связи с причинением ему перелома 12 января 2022 года сотрудником СИЗО-1, то есть иные вопросы, которые содержались в названных обращениях Краузе С.А, касались порядка оказания медицинской помощи, то направление данных обращений в Управление, а Управлением, в свою очередь, в ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России, осуществляющее медицинскую помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным, являлось обоснованным и соответствовало требованиям закона.
ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России на указанные обращения дан Краузе С.А. письменный ответ от 26 мая 2022 года N ОГ-11/ТО/46/6-161, согласно которому исчерпывающая информация об оказанной медицинской помощи дана Краузе С.А. письмом от 6 мая 2022 года N ОГ-11/ТО/46/6-129; дальнейшая тактика наблюдения и лечения будет определяться специалистами филиала в соответствии с рекомендациями врача-травматолога.
Статьей 19 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что при возникновении угрозы жизни и здоровью подозреваемого или обвиняемого либо угрозы совершения преступления против личности со стороны других подозреваемых или обвиняемых сотрудники мест содержания под стражей обязаны незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности подозреваемого или обвиняемого.
Как следует из ответа УФСИН России по Республике Карелия от 16 мая 2022 года N ОГ-1/ТО/13-298, в ходе проведенной проверки фактов угрозы жизни и здоровью Краузе С.А. не установлено, ему разъяснено право при возникновении угрозы личной безопасности обратиться с заявлением к любому сотруднику СИЗО-1.
Указанные ответы ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия, ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России были вручены Краузе С.А. под расписку.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции сделал вывод об отсутствии незаконного бездействия со стороны административных ответчиков по ненадлежащему рассмотрению обращений Краузе С.А. и нарушения прав административного истца.
С учетом изложенного решение суда в связи с неправильным применением им норм материального права было отменено судом апелляционной инстанции с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом установленных по административному делу обстоятельств, оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы суд кассационной инстанции не находит.
Доводы кассационной жалобы не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного постановления, правильность выводов суда они не опровергают, о незаконности судебного постановления не свидетельствуют.
Приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с изложенными выводами суда апелляционной инстанции, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, однако, оспариваемый судебный акт постановлен исходя из собранных по делу доказательств в их совокупности, которые получили оценку суда с учетом требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Несогласие заявителя с данной оценкой направлено на переоценку доказательств, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 26 августа 2022 года без изменения, кассационную жалобу Краузе С.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 26 августа 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 14 декабря 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.